Татьяна Мягкова
Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения
Главные задачи духовно-нравственного воспитания – сохранение семейных ценностей, воспитание личностных качеств, уважения к людям, привития интереса к русскому народному творчеству и многому другому.
Публикация «Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения» размещена в разделах
Важными человеческими ценностями являются: мораль, нравственность, совесть, добродетель и главным образом духовность. Поведение человека во всех без исключения сферах: в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах - регулирует мораль. «Нравственность» - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. Нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. «Совесть» - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести, то есть связывает воедино разум и эмоции.
«Духовностью» называют состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Духовность определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры : философией, искусством, религией. «Духовно-нравственное воспитание» - процесс отношения духовного к нравственному становлению человека, формированию у него: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний); - нравственного поведения (готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Целью духовно-нравственного воспитания является создание условий для становления у подрастающего поколения духовно-нравственной культуры.
Задачи:
1. Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств.
2. Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.
3. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.
Методы духовно-нравственного воспитания :
- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;
- Творческая художественная деятельность: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;
- Проведение праздников и мероприятий;
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
- Экскурсии;
- Организация выставок;
- Тематические и творческие вечера;
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- Вечера вопросов и ответов;
- Выставки, конкурсы;
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
- Совместно организованные с родителями праздники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989; Есин А. Б. "Введение в культурологию" : Основные понятия культурологии в систематическом изложении. - М., 1999
2. И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"
3. «Закон Божий». Основы православной веры в изложении для детей. С. Куломзина, Москва.
4. «Введение во храм слова». Книга для чтения с детьми в школе и дома. С. Ф. Иванова, Москва 2006г. И. : «Отчий дом».
5. «Великие православные праздники». Составитель: О. Глаголева. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.