Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

Горевая
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

"Духовно-нравственное воспитание в семье и дошкольном учреждении".

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Актуальность программы

3. Основные способы достижения цели.

4. Задачи.

5. Анализ результатов освоения программы

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается -с любвик своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачев.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» размещена в разделах

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Актуальность. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.

Задачи:

1 .Знакомить с нравственными нормами, учить различать добро и зло.

2. Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным и праздничным представлением, художественным произведением, нравственной беседой.

3. Воспитывать любовь и уважение, чувства патриотизма к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, традициям народа, защитникам.

4. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Ребенок родился,чтобы стать разумным, добрым человеком. Дошкольный возраст – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Время активной социализации ребенка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Поэтому актуальной темой стало «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры».

Знакомство детей с бытом русского народа мы начинаем в мини-музее русской избы, который был создан в нашем детском саду при участии родителей. Задача формирования образа музея как хранителя предметов культурного наследия — развитие интереса детей к экспонатам музея, историческому прошлому. На экскурсию в музей нашего детского сада можно приходить всегда. Детям любопытно приподнять старый утюг, заглянуть в чугунок, рассмотреть вышивку на полотенце, попробовать растолочь в ступке пшеничные зёрна пестом, сравнить прялку с веретеном в действии. Можно полюбоваться коллекцией старинных ёлочных игрушек, чудесного сундука, иконами, самоваром. Знакомство детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовлениякостюма с духовными традициями народа.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества со всё м его жанровом многообразии: потешки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое.

В своей работе очень часто используем русские народные сказки. Русская народнаясказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которую ребенок познает сердцем свой народ. Библиотека группы содержит литературу, необходимую для нравственного развития ребёнка-дошкольника.

Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью и с историей народных промыслов. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической,познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Поэтому на «полочке красоты» представлены изделия сделанные детьми. Воспитываем у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни, формируем у детей и духовный патриотизм. Знакомим с русской народной игрушкой. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились об-щественный уклад, быт, нравы и обычаи. Кукла участвовала и во взрослых обрядах.

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это православные праздники, неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детям приносит огромную радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. В основу предварительной работы положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях. Благодаря этим праздникам дети накапливают знания о различных церковных праздниках, вошедших в календарь как государственные, о народных традициях. ЭтоДень Народного единства и иконы Божией Матери, Новый год,Рождество, Масленица Пасха, Троица, Медовый спас. Начиная с младшей возраста, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Заканчивается праздник угощением, традиционным праздничным блюдом: на Пасху – расписным яичком и куличом, на Рождество – конфетами, на Масленицу – блинами. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.

Русская культурная традиция свято хранит образы героев –защитников Отечества. В этой теме раскрываем детям о величие подвига советского солдата. Традиционным стало шествие «Бессмертный полк», мы вместе с родителями и детьми принимаем активное участие. Из чтения былин преданий, видеофильмов, дети узнают о храбрых защитниках Руси Александре Невском,Федоре Ушакове,о былинном Илье Муромце и др. ,которые совершали не только воинский,но и духовный подвиг. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» становятся ближе, понятней ребёнку.

Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасхальное яйцо», «Елочка красавица – всем ребятам нравится», «Блинчик масленый», «Хоть пол света обойдешь, лучше папы не найдешь», «Самая лучшая мама» .

Организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы».

В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста мы пришли к следующим выводам:

- что только все вместе - детский сад, семья, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в ребенке семена любви и добра, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только жить в свое удовольствие, обогащаясь любым способом;

- необходимо просвещение семьи в вопросах духовно -нравственного воспитания;

- что, воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя.

Результат который хотелось бы видеть у детей по окончании детского сада -знает и уважает основные народные традиции, любит Родину, родную землю, родной дом, ближних, уважает старших; уважает труд других людей, сознательно выполняет свои обязанности; хранит тысячелетние традиции защитников нашей Родины, чувствует ответственность за жизнь своих близких и своё Отечество; рассматривает своё и чужое поведение с традиционной для России христианской нравственной точки зрения; знает и применяет на практике общепринятые нормы и правила поведения; проявляет доброжелательное отношение к окружающим людям, живой природе, культуре, литературе, искусству; владеет соответствующими возрасту коммуникативными навыками и умениями; Воспринимает красоту родного языка, стремится избегать слов и выражений, засоряющих родную речь.

Список используемой литературы:

1. А. В. Бородина Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Культура и творчество в детском саду». 2015г.

2. Берсенева Л. «Секреты русского сувенира» // Дошкольное воспитание - №3 – 2003 – С. 26 – 29.

2. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С. 46 – 52.

3. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.

4. Власенко О. П., Дьяченко В. Ю. «Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру». Волгоград: Учитель, 2008.

5. Е. А. Алябьева «Нравственно –этические беседы и игры с дошкольниками» 6. О. П. Князева и М. Д. МаханеваПрограмма «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова Учебно-методическое пособие «Моя малая Родина» г. Н. Новгород, 2005г.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ
Опубликовано: 5 октября 2022 в 09:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД