МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки

Татьяна Альшевская
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки

Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки» размещена в разделах

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования [2].

Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.

Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать, дерутся, кусаются, зачастую бьются на смерть, многие не владеют элементарными культурно– гигиеническими навыками: не умеют сами кушать, держать ложку, кружку, не умеют умываться, пользоваться носовым платком, полотенцем, не ходят на горшок. Такое впечатление, что с детей сняли памперсы только перед отправкой в детский сад.

Интересно на первых порах было наблюдать за тем, как дети умываются. Большинство мочит водой пальчики и водят этими пальчиками по лицу, не видя своё отражение в зеркале, не замечая зеркало вообще. После того, как сообщаешь ребё нку: «Катюша, ты плохо умылась, у тебя всё личико грязное, посмотри на себя в зеркало» - ребёнок с удивлением замечает, что, действительно, у него перед глазами есть зеркало, где он может себя видеть. Ребёнок смотрит на своё отражение и умывается тогда уже более старательно.

Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО [1].

Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Целевыми ориентирами на ранних этапах развития, согласно ФГОС, должны быть следующие ориентиры: ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими, должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр., стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться - раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сон-часом или в шкафчик после прогулки, уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр., проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться и пр.

Именно на это, как правило, направлена работа воспитателя в младшей группе.

Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.

Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр[5].

Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами[3].

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств [5].

Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность [6].

С целью формирования культурно–толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним [4].

Сказку, отрывки из сказки, сказочных героев мы часто используем в наших занятиях. Предлагаемое ниже занятие можно провести в младшей группе с целью привития культурно-гигиенических навыков.

Занятие «Письмо от Мойдодыра».

Цели: Привитие культурно-гигиенических навыков, привитие навыков культурного поведения посредством сказки.

1. Вводная часть.

- Ребята, нам пришло сообщение от уже знакомого гостя, от кого, отгадайте:

Он грязнуль не любит очень

Сделать чище всех он хочет.

Моет с мылом всех до дыр

Умывальник (Мойдодыр).

Картинка Мойдодыра вывешивается на фланелеграф).

- Это сообщение принёс нам другой гость, кто он, скажите:

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых

Вести от друзей, родных. (Почтальон)

Картинка почтальона вывешивается на фланелеграф.

- Сообщение лежит в конверте, что это за конверт, отгадайте:

Сбоку - марка и картинка,

В круглых штампах

Грудь и спинка (Письмо).

- Воспитатель показывает письмо.

- А что же там нам написал Мойдодыр? Воспитатель открывает конверт, достаёт письмо и читает его детям.

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас мыть почаще

Ваши руки и лицо.

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите – не беда!

А чернила и варенье

Смоют мыло и вода. (Ю. Тувим)

2. Основная часть.

1) Разговор о чистоте тела.

- Скажите, ребята, о чём просит вас в этом письме Мойдодыр?

- А почему он вас об этом просит? Зачем лицо и руки нужно мыть почаще?

- Что нужно использовать при мытье рук? Зачем?

- Мойдодыр приготовил вам загадки. Тот, кто заботится о чистоте своего тела, обязательно их отгадает.

2) Загадки от Мойдодыра.

Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою (кран).

Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла, спинка розовою стала (губка).

Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,

На себя я труд беру: пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю, ничего не забываю (мочалка).

Сам не велик зашел в городок,

Всех людей перебил, а сам — в уголок (банный веник).

3) Физкультминутка «Льется чистая водица» :

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться

Пасту белую берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

После вытремся посуше.

4) «Письмо Неумейке» Я. Аким.

- Ребята, посмотрите-ка, в конверте есть ещё письмо. А кому-же оно написано, давайте прочитаем (чтение стихотворения).

- Кому же было отправлено письмо, что в нём написано?

- К кому заходил почтальон? (Вове, Славе, Боре, Андрейке, маме с дочкой).

- Кого из этих детей вы бы назвали Неумейкой и вручили конверт с письмом? Почему?

- Тогда почему же почтальон не вручил никому это письмо?

- Скажите, а среди вас есть такие дети, которых можно назвать Неумейка и вручить ему этот конверт?

3. Заключительная часть.

В нашей группе не нашёлся такой гражданин Неумейка. Это письмо мы с вами положим высоко на шкаф, но забывать про него не будем. Скоро Мойдодыр обещал к нам прийти опять в гости и если мы с вами не найдём Неумейку к тому времени, то отдадим это письмо Мойдодыру. Он обязательно нас всех похвалит, потому что Мойдодыр любит вежливых, послушных, трудолюбивых детей, которые умеют сами умываться, одеваться, кушать, убирать за собой игрушки и помогать своей мамочке. А закончим мы это занятие словами из стихотворения, которые содержат просьбу: И я вас прошу: постарайтесь, ребята, чтоб это письмо не нашло адресата!

ИСТОЧНИКИ:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/ 25/doshk-standart-dok.html .– Загл. с экрана.

2. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] : проект / А. Я. Данилюк [и др. ]; Рос. акад. образования. – Москва: Просвещение, 2009. – 23 с.

3. Губанова, Е. В. Духовно–нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] / Е. В. Губанова, Ю. Б. Пушнова // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 8 – 12.

4. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс] / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04. – Режим доступа: https://ekoncept.ru/2014/14080.htm. – Загл. с экрана

5. Обухова Л. Ф., Возрастная психология : учебник для бакалавров/ Л. Ф. Обухова. - М: Издательство Юрайт, 2013.- 460с.

6. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры Прикоснись ко мне добротой И болезни все смоет рукой И беда обойдет стороной. Прикоснусь и я добротой. Это девиз моей педагогической деятельности.

Курсовая работа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Введение «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки
Опубликовано: 12 июня 2015 в 11:48
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД