Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ. Приобщение дошкольников к народной культуре

Лариса Николаевна Королькова
Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ. Приобщение дошкольников к народной культуре

Духовно - нравственное воспитание — воспитание духовно-нравственного человека. В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности :

1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ, Приобщение дошкольников к народной культуре» размещена в разделах

2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);

3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);

4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

Дошкольный возраст – наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов. Это период, когда ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Не воспользоваться им – значит не наполнить душу человека главными духовными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Во время планирования работы по приобщению дошкольников к народным традициям мы выделили следующие подходы:

• включение детей в разные виды деятельности (беседы, познавательная, изобразительная, музыкальная с игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

• связь различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

• использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основ становления личности

• осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры;

• обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цели и задачи:

Цель: формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам русской национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Побуждать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа;

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;

Развивать интерес к исконно русским традициям, промыслам;

Знакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.

Знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами искусства;

Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность;

Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы;

Развивать речь, воображение, художественный вкус, моторику рук;

Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу;

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной, домашней обстановки с предметно-развивающей средой.

Принципы воспитания

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

• Гуманность – воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;

• Естественнонаучный принцип – учет понимания законов развития личности;

Культурологический принцип – воспитание в культуре, с учетом традиций народа;

• Государственный принцип – воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.

Для реализации этих задач мы разработали перспективно-тематический план для всех возрастных групп. Ведь приобщение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в детском саду и поддерживается родителями дома.

Формы работы с детьми. НОД:

по ознакомлению с основами русской народной культуры и быта

(знакомить детей с предметами быта, русской одеждой, убранством русской избы);

по ознакомлению с окружающим миром

(знакомить детей с народными предметами, с семьей, детским садом, с русскими народными праздниками на Руси, с русскими обычаями и традициями);

по ознакомлению с произведениями художественной литературы

(учить пословицы, поговорки, потешки, читать и рассказывать сказки, обыгрывать их в театрализованной деятельности)

музыкальные (знакомить с русскими народными инструментами, петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев);

по изобразительной деятельности (декоративное рисование, лепка)

(учить расписывать сарафан «дымковской барышни», использовать элементы дымковской росписи; прямые и пересекающие линии, точки, мазки, учить лепить дымковские игрушки и расписывать их, использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек; кольца, дуги, точки, мазки, полоски, круги)

Культурно-досуговая деятельность :

праздники, развлечения, тематические вечера, досуги.

Игровая деятельность:

театрализация.

сюжетно-ролевые игры.

подвижные, народные игры.

Методы и приё мы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Словесные:

чтение художественной литературы;

заучивание стихов, песенок, потешек, закличек, пословиц и поговорок, загадывание и отгадывание загадок;

праздники, развлечения;

беседы;

консультации.

Наглядные:

организация фотовыставок;

информационные стенды;

театрализованная деятельность;

рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий;

личный пример взрослого.

Практические:

создание развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ;

создание условий для познавательного развития и познавательной деятельности ребенка;

организация продуктивной деятельности.

Игровые:

дидактические, настольно-печатные игры;

сюжетно-ролевые игры;

подвижные игры;

игры-драматизации, игры-инсценировки;

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений :

Создание атмосферы национального быта.

Традиционные и обрядовые праздники.

Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п.)

Русское народное искусство.

Русские народные игры.

Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Этого можно достичь через создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх используют предметы народного быта, играют в дидактические народные игры, обрядовые и сюжетно-ролевые, рассматривают иллюстрации, музицируют на народных музыкальных инструментах, рисуют, лепят, занимаются различными видами народно-прикладного искусства.

В группах нашего детского сада имеются:

Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).

Художественно-эстетический уголок с предметами декоративно – прикладного искусства и народными игрушками.

Книжный уголок – русские народные сказки, книжки – раскраски.

Театральный уголок – маски, куклы, настольный театр.

Уголок ряженья – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.

Патриотический уголок.

Уголок ряженья – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Традиционные и обрядовые праздники

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. И конечно же это необходимо передать нашим детям.

Мы проводим такие праздники и развлечения, как «Масленица», «Рождество»; новогодние утренники, веселые спартакиады, день защитников Отечества, фольклорный праздник «Встреча весны», осенняя ярмарка и другие. Обогащается музыкальный опыт детей. С детьми мы беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, исполняем некоторые песни на праздниках и развлечениях.

Приобщаясь к народным и обрядовым праздникам, дети получают возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Особое удовольствие доставляет детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках.

Русский народный фольклор

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии.

Проводятся тематические интегрированные занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы, знакомим с народным фольклором. В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки, народные приметы.

В интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей осуществляется взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором (потешки, песенки, сказки, загадки). Задача по ознакомлению с иллюстрациями к произведениям устного фольклора решается во взаимодействии с изобразительной деятельностью и декоративной лепкой (скульптурой малых форм). Очень нравится детям самостоятельно изготавливать поделки под дымковскую игрушку, изделия с элементами хохломской и Городецкой росписями. Погружение детей в разнообразную эстетическую среду благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет прививать у детей чувство прекрасного.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике, при умывании, после сна и т. д.

Русское народное искусство

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др.

Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Народное изобразительное искусство живёт в быту, окружает нас, и по сей день. Стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдём в них много декоративного, художественного. Нужно научить детей это видеть, умело обращать их внимание на красоту окружающих нас вещей, и постепенно дети сами пойдут этой дорогой.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Ребята с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

Русские народные игры

Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.

Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучают быть честными и правдивыми.

В каждой группе собрана ИГРОТЕКА народных игр для детей по возрастам, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Дети знакомятся с играми-шутками, играми-состязаниями, играми - ловишками, играми с подражанием, овладевают традиционным компонентом игр – выбором водящего по считалкам, по жеребьевкам или по сговору.

Игротека предполагает и домашние задания, направленные на развитие интереса к народным играм. Например, узнать, в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других. Игровые практикумы проводятся и в помещении, и во время прогулки, организуются на занятиях, при проведении праздников. Особенно интересны детям игротеки, объединенные одним сюжетом, например, «зимние игры» - игры со снегом (снежки, строительство снежных крепостей, взятие их). Вариантом игротеки является и соревнование, когда подбираются народные игры спортивного типа, или проведение турниров с использованием русских народных игр.

Таким образом, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты. Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Воспитанники детского сада :

Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи)

Знание истории русского костюма, головных уборов.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщения детей к истокам народной культуры». Они являются активными участниками пополнения развивающей среды, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях (развлечениях, праздниках, занятиях).

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, русской кухне, народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.

Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.

Публикации по теме:

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему, Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами дидактической игры Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» г. Пласта Выступление на районном родительском собрании.

Проект «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Консультация для педагогов «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. В быту, на телеэкранах,.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры» Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей посредством русской народной сказки» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Истоки» «Воспитание - самое святое из всех святых дел» Святитель Феофан Затворник (Слайд 4) Современный мир меняется (информационные технологии,.

Семинар-практикум «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» На титульном слайде №1 заставка с изображением природы. Вед. : Здравствуйте, гости дорогие! Оксана Анатольевна: Есть у нас такой обычай,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание - это длительный процесс, который предполагает внутреннее изменение каждого ребёнка, но результат его может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ. Приобщение дошкольников к народной культуре
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 22:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД