Татьяна Безручко
Духовно-нравственное воспитание детей в средней группе. Работа с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источник внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Воспитание чувств ребенка, с первых лет жизни, является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей в средней группе, Работа с родителями» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы.
Моя работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» и включает все образовательные области. Для осуществления этой программы в детском саду имеется все необходимое.
В ДОУ оборудован мини - музей «Русская изба», где собран теоретический и практический материал. Мы с детьми часто посещаем его. Они с увлечением слушают мои рассказы о жизни и быте наших предков, рассматривая экспозиционный материал. Слушаем русские народные напевы, колыбельные, песни, частушки.
В музее «Русская изба» я работаю следующими разделами:
• «Как жили люди на Руси»;
• «Декоративно-прикладное искусство»;
• «Устное народное творчество»;
• «Народная игра»
Я интегрирую духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:
- игровой: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических,
словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.
В организации сюжетно-ролевых игр учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
-конструктивной: «Выложи из палочек дом», «Моделирование храма».
- продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)
В группе оформлен православный и патриотический уголок, в соответствии с возрастом детей, в котором использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники, раскраски, книги, альбом «Святые места России». Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру. В течение года знакомлю детей с народными и православными праздниками: Рождество, Масленица,Пасха.
В уголке представлены фотографии, книги, детские рассказы о подвиге нашего народа над немецким фашизмом. Ко дню победы дети изготавливают подарки для ветеранов, приглашают их в детский сад на беседы, праздники. Провожу экскурсии в музее «Боевой Славы», который был создан педагогами ДОУ. А старшие дошкольники с огромным интересом посещают городской краеведческий музей, где собраны уникальные экспонаты.
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Обращаю внимание родителей на духовно-нравственное воспитание ребенка, при этом использую такие методы работы, как беседы, консультации, совместное оформление фотовыставок, стенгазет, мини спектаклей, экскурсии с родителями и детьми в музеи, проведение праздников, воспитывающие нравственные качества у детей и некоторых родителей. Они с удовольствием включаются в деятельность детского сада и группы. Вместе с родителями выпустили стенгазету «Один день из жизни семьи». Родители фотографировали своих детей, писали про них рассказы, стихи. Совместно придумали, как лучше закрепить газету к стене, чтобы она занимала мало места, и далее можно было бы менять газеты, используя удобное крепление.
Для родителей в папке-передвижке имеется информация о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать все формы, методы и возможности для их развития.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.