МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с произведениями искусства в работе педагога-психолога ДОУ

Ольга Усанова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с произведениями искусства в работе педагога-психолога ДОУ

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Одним из важнейших итогов нравственного развития является сформированное моральное мышление, которое включает следующие компоненты:

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с произведениями искусства в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

- понимание моральных норм (их смысла и назначения - необходимо не только вводить правила нравственности, но и активно обсуждать, почему их необходимо соблюдать, как появились эти правила и зачем они нужны);

- децентрация, как способность мысленно встать на позицию другого человека;

- способность осуществлять моральные оценки, т. е. ориентироваться в системе «что такое хорошо и что такое плохо»,

- понимание критериев моральных оценок и способность анализировать ситуации морального выбора.

Те высокие нравственные и эстетические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. На мой взгляд, все вышеперечисленное перекликается с основными параметрами социального и эмоционального интеллектов К сожалению, обычным и распространенным явлением для последнего времени стало у многих детей проблема в эмоционально-волевой сфере: повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка, высокая агрессивность, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоций.

Работая с детьми дошкольного возраста долгое время, мною наработана практика использования произведений искусства для эмоционального развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Освоение детьми языка чувств посредством ознакомление с видами искусств вызывает и развивает познавательный интерес к произведениям искусства. Привлекательность искусства воплощается в эстетической форме. Произведения искусства включают в себе элементы, которые способствуют максимальной внушаемости и впечатляемости его идеи. Они передают мысли и чувства от человека к человеку, приобщают к процессу переживания.

Дети очень любят, когда им читают различные книги. Сопереживание персонажам художественного произведения представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем, эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Ребёнок приобретает привязанности, формируются предпочтения.

С целью развития способности детей адекватно проявлять свои чувства, умения выражать свои мысли и желания, на основе пособия Е. А. Алябьевой «Эмоциональные сказки» разработала цикл занятий «Я и мой мир», для детей 5-7 лет. В пособие представлены авторские сказки, которые развивают у детей умение различать и выделять эмоции и чувства, их оттенки, называть и выражать их в речи. Эмоциональное развитие ребенка напрямую связано с его нравственным становлением, что и учтено при сочинении художественных произведений и разработке методического сопровождения. К большому сожалению, в современном мире мы всё чаще обращается к разным клубным формам искусства для самовосстановления и реабилитации, и учим детей именно так пользоваться произведениями искусства. Искусство прописывается как лекарство, а открывается оно уже не как непосредственно-выражаемое в образах переживание, то есть не как музыка, а как музыкотерапия, не как танец, а как танцевальная терапия, и даже не как литература и поэзия чувств, а как библиотерапия и только по назначению. Самое ценное, на мой взгляд, в произведениях Е. А. Алябьевой, что эмоциональные переживания её героев тесно связаны с искусством. При чтении дети погружались в пространство художественного произведения. Эмоции героев передавались юным читателям. Дети их явственно чувствовали, ощущали. Были на одной волне с персонажами сказок, рассказов и стихотворений. Так при знакомстве детей с такими эмоциями как удивлении, изумлении и восторг, читали произведения, где герои посещали театр, слушали оперу, смотрели балет. Это послужило мотивацией для знакомства с тем или иным видом искусства. После прочтения сказки «Мои воспоминания о балете» просматривали запись балета «Лебединое озеро», что вызвало большой интерес к балету, и девочки старшей группы выразили свое желание стать балеринами. Сказка «Как я ходил в кукольный театр» вызвала у детей много положительных эмоций и желание поиграть в «театр». Послушав сказку «Как я посетил оперу», дети смотрели в записи отрывки из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», получили сильные впечатления.

Корнем мотивацию к занятиям искусством является удовлетворение потребности обмена чувственным опытом. В беседах по произведениям Е. А. Алябьевой, дети учились делиться своим чувствами, описывать чувства другого человека.

В целях школьной дезадаптации и формирования мотивационной готовности к школе использую в работе с детьми подготовительной группы сказки «Лесная школа» М. А. Панфиловой. Исходя из содержания сказки, включаю в процесс образовательной деятельности произведения художников. Чтение сказок сопровождаю просмотром репродукций картин с использованием ИКТ:

сказка «Школьные оценки» - картина «Опять двойка» художник Ф. Решетников, «Опять пятерка» Н. Заболотский;

сказка «Букет для учителя» - картина «Добро пожаловать», художник Н. Ватолина;

сказка «Игры в школе» - картина «Устный счёт» художник, Н. Богданов- Бельский;

сказка «Домашнее задание - картина «Приготовление уроков», художник Н. Богданов-Бельский

сказка «Смешные страхи» - картина «1-ое сентября», художник А. Волков и другие.

В беседах о картинах и художниках дети делятся своими впечатлениями. Большое внимание уделяется тому, как художник демонстрирует характер человека, что он думает о человеке на портрете, пейзаже и т. д. : что способствует развитию эмоциональности восприимчивости, способности чувствовать искусство, не только видеть то, что хотел сказать мастер, но и сформировать свои впечатления.

Итак, знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Искусство формирует у детей психологические потребности в эмоциях, социальном «Я», заставляющем стремиться через живопись, музыку, танец, литературу к себе подобным. И, наоборот, глубокие внутренние переживания, вызванные тем или иным произведением, вызывают у детей познавательный интерес к искусству и желание творить самому. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, принятия общечеловеческих ценностей и следования им в дальнейшей жизни.

Используемая литература

1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М. : ТЦСфера, 2015

2. Бутенко Н. Полихудожественные проекты как форма сотворчества педагога и ребенка// Дошкольное воспитание. – 2013 - № 11 – с. 35.

3. Паола Волкова Искусство детям. – АСТ, 2016

4. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности. – М., 2009.

6. Озерова, О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов на/Д., 2005.

7. Панфилова М. А Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М., 2002.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с произведениями искусства в работе педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 12:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД