Ирина Пигулевская
Детский исследовательский проект «Дуют ветры в феврале»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В один из февральских дней мы не смогли пойти на прогулку потому, что на улице поднялся сильный ветер. Ребята сильно расстроились и заинтересовались вопросом: откуда взялся ветер?
Цель исследования : влияние ветра на погоду в феврале
Задачи исследования :
- собрать информацию, откуда появляется ветер;
- узнать, как ветер влияет на жизнь человека.
Методы исследования :
Наблюдение в природе.
Чтение литературы познавательного характера.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Рассматривание иллюстраций.
Публикация «Детский исследовательский проект „Дуют ветры в феврале“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Зима
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Схема реализации проекта через различные виды деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность :
- познавательные занятия
- дидактические игры
- беседы
- экспериментирование
- наблюдения
Игровая деятельность:
- дидактические игры
- игры с вертушками и веерами
Физическое развитие:
-физкультминутки
-дыхательная гимнастика
Развитие речи:
- составление рассказов
- информирование
- загадывание и придумывание загадок
Художественное творчество
- рисование
- конструирование на тему проекта
2. Основная частьИз познавательной литературы мы узнали, что ветер – это движение воздуха. Нам стало интересно, как возникает ветер. Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие опыты.
Опыт №1
Мы приоткрыли двери балкона и приставили к щели снизу свечу. Пламя свечи отклонилось в сторону группы.
Потом мы подняли свечу выше, пламя отклонилась в сторону улицы.
.
Пока это делали, продрогли. Мы предположили, что холодный воздух с улицы попал в группу. Это и есть ветер!
В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать и подниматься вверх. А с улицы к нам попадает холодный воздух. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли и проникает в помещение снизу. Получается, что один воздух – теплый, движется вверх, а навстречу ему, снизу, ползет другой – холодный. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер.
Для того чтобы увидеть, как теплый воздух поднимается вверх, мы провели другой опыт.
Опыт №2
Из листа бумаги вырезали змейку.
Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку.
Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх.
Вывод: встреча теплого и холодного воздуха приводит к появлению ветра.
Сказка.
На пригорке лежал теплый воздух и грелся на солнышке. Позади за лесом прятался холодный воздух. Теплый воздух тонким неженкой, а холодный – могучим великаном.
Теплый воздух уже совсем высох и был лёгким, как пёрышко. И чем теплее грело солнышко, тем легче он становился. И когда тёплый воздух уже не мог вынести жары, он поднялся и улетел кверху. Этого как раз и ждал холодный воздух и сейчас же выскочил из-за леса.
«У-у-у-у-у-у-у!» - загудел он и полетел туда, где раньше лежал тёплый воздух. Так бывает всегда.
Откуда улетает один воздух, туда сразу же бросается другой. Холодный воздух подхватил с собой тучи снега и стал носится с ними по округи разбрасывая снег повсюду, создавая вьюгу и метель.
На прогулке воспитатель рассказала нам, как пользоваться компасом и что он может нам показать. Мы установили компас на ладони горизонтально и совместили красную стрелку с направлением север. юг, запад и восток мы определили с помощью компаса.
Для определения направления ветра мы установили флюгер. Ветер поворачивает его в направлении по ветру и крутит вертушка. Чем сильнее ветер, тем вертушка крутится быстрее.
Влияние ветра на жизнь человека
Мы наблюдали за тем, что творит ветер на улице в февральские дни и выясняли, как это называют люди.
Ветер создает наносы на земле и крышах.
Но иногда ветер дует низовой, он метёт снег только по земле, не поднимает его высоко в воздух. Такое явление называют «позёмка» (ветер гонит снег по земле).
Вдоль по полюшку метелица метёт.
Белый снег – то всё позёмкою несёт.
(Народная песня)
Мы рисовали бурю, поземку…
Логические задачи по теме «Ветер»
Мы научились решать логические задачи по теме «Ветер». Вот некоторые из них:
1. Миша оделся, чтобы пойти в детский сад. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся теплее». Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто?
(варианты ответов) :
- мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;
- мама заметила, что на улице вьюга, метель.
2. Дима проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул: «Ой, какой сильный ветер был ночью!». Откуда он узнал, что ночью был ветер, ведь ночью он крепко спал?
- он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.
Загадки про ветер
Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь
Без рук, без ног стучит-
В избу просится.
Рукой махнул,
Дерево погнул.
Кто зимой в трубе гудит?
(Ветер)
Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Бежит по снегу,
А следу нету.
(Поземка)
Вдруг зима нагонит тучи.
Снег в лицо летит колючий.
Ветер воет, снег швыряет,
По домам всех разгоняет.
Стелет снежную постель
И гудит-метёт … (метель).
Сердитый дворник у ворот
Метлою белою метёт.
Всю ночь работал до утра,
А снегу больше, чем вчера.
(Метель)
У метели есть подруга,
Звать подружку эту. (вьюга)
Не найти мне домик друга -
Замела дороги. (вьюга)
Пятна синие над лесом.
Снега мелкого завеса.
Чуть морозы ослабели.
Ветер с юга. Жди. (метели)
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок - мой младший брат -
Мне всегда бывает рад.
(Метель, пурга, вьюга, буран)
Буря снегом закружила,
Город мой запорошила.
А когда угомонится,
Всё вокруг засеребрится.
(Пурга)
Сенсорное упражнение "Ветер, ветер, ты какой?"
Воспитатель. Подуем на веточку с листочками тихо и сильно. Что происходит с веточкой и листочками? (От дуновения тихого ветра листья колышутся. А когда дует резкий ветер качаются веточки.)
Физкультминутки
Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз)
Хочу налево посвищу, (наклон влево)
Могу подуть направо, (наклон вправо)
Могу подуть вверх – в облака, (медленно поднимают руки вверх - наклоны)
А пока - я тучи разгоняю. (Кружатся на месте)
Ветер дует нам в лицо, (взмахи ладонями перед собой)
Закачалось деревцо, (плавные движения рук слева на право)
Ветерок все тише – тише, (плавно приседаем)
Деревцо все выше – выше! (встаем на носочки)
Стихи
Буран, пурга, метель и вьюга
А. Большаков
Буран, пурга, метель и вьюга -
Лишь в поле ты их различишь:
Кто злей, кто мягче (дует с юга) -
По ветру весь в снегу летишь.
Метель метёт сухим по полю.
Буран облепит – он сырой.
Пурга проявит злую волю.
Закружит вьюга – сам хоть вой.
Коль непогоду встретишь в поле,
Где нет жилья и нет дорог,
И сам когда уже продрог,
То вверь себя всевышней воле.
Буран, пурга, метель иль вьюга
Тебя не станут согревать.
Но сам не смей ты горевать -
Спасайся сам, спасай и друга.
С. Дрожкин.
Поднялись ветры буйные,
Сошлись с ураганами,
В полях, лесах, играючи,
Запели, закружились.
С. Фруг.
Поднялась буря -
Вьюга, завывает,
Сыплет пылью снеговой;
Грустью душу наполняет
Ветра дикий, грозный вой.
Да, бывает и такая зимняя погода.
Мы изготавливали игрушки для игры с ветром : веер, вертушки. Надували шарики.
3. Заключение
Мы сделали вывод:
- ветер возникает в результате движения воздуха;
- ветер невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, снег летит под наклоном и т. п.);
- для детей можно организовать очень интересные игры с ветром;
- очень сильное движение воздуха опасно: приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.