Елена Хабибулина
Двигательная активность как средство полноценного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.
Физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни во многом зависит от того, как прошли его дошкольные годы. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для этого необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольной организации.
Публикация «Двигательная активность как средство полноценного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах. Особенно большое количество движений требуется растущему организму.
Неподвижность для детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма. Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.
Выделяют три уровня двигательной активности :
- Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.
- Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности
- Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.
Важным педагогическим условием, которое обуславливает активность детей и оптимизирует двигательный режим в дошкольном учреждении и дома, является развитие их интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Подбор интересных и доступных физических упражнений, использование имитационных и игровых заданий способствует развитию интереса у ребенка к движениям, которые он изучает.
Для того чтобы не возникал дефицит движения, в нашем ДОУ установлен двигательный режим, в нем предусмотрены следующие режимные моменты:
-утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
-физкультурные и музыкальные занятия;
-прогулки на свежем воздухе;
-подвижные игры различной степени активности;
-физкультминутки и динамические паузы;
-самостоятельная двигательная деятельность.
Эти виды двигательной активности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОО.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности :
- утренняя гимнастика, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
- Огромное значение для всестороннего развития ребенка имеют подвижные игры. Игры развивают не только физические качества, в процессе овладения различными движениями у детей формируются такие качества как выдержка, воля, уверенность в общении, умение ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию. Подвижные игры проводим как часть НОД "Физическое развитие", на прогулке и также в повседневной жизни.
- Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, оказывает тяжелую нагрузку на организм малышей. Они быстро утомляются, у них снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности, что отрицательно влияет на ее эффективность. Для снижения утомляемости детей используем физминутки и динамические паузы. Они позволяют снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Благодаря играм с пальчиками у детей развивается мелкая моторика, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие речевых центров.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Планируем 2 раза в неделю в группе, 1 раз в неделю на воздухе.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Для этого в группе создан физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря. Весь инвентарь расположен в доступном для детей месте. Для организации двигательного режима на прогулке используем выносной материал
Таким образом, правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в детском саду является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.