Лампеева
Двигательная активность на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательно-творческая активность на уроках музыки.
«Какое счастье обладать чувством темпа и ритма.
Как важно смолоду позаботиться о его развитии»
К. С. Станиславский.
Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Ни для кого не является открытием, что в музыкальном обучении детей младшего школьного возраста первостепенная роль, прежде всего, отводится игровой деятельности, движению, экспериментированию, развитию творческих способностей ребёнка. В этой связи следует особо отметить уникальность преподавания музыки при разнообразном использовании различных видов искусств – пение, движение под музыку, музыкальное сочинительство и другое.
Публикация «Двигательная активность на уроках музыки» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
Художественно - эстетическое воспитание - одно из важных направлений в работе школы. Администрация школы способствует развитию условий для реализации художественно – эстетического и музыкального воспитания. Постоянно пополняется учебно - методический комплекс. В создании условий для максимальной оптимизации творческих способностей огромную роль играет выбор программы преподавания. Работа ведется по программе Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской, так как она базируется на принципе целостности, комплексности музыкально – эстетического образования, музыка рассматривается в программе в совокупности с другими видами искусства, что позволяет добиться значительных результатов в выявлении и реализации творческого потенциала личности. Опыт создания условий для развития творческого потенциала учащихся сложился в результате многолетней работы. В школе создана система взаимосвязи уроков музыки и внеклассной деятельности по предмету. Учащиеся по желанию занимаются в школьном хоре.
Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально- ритмической деятельности.
Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на этой основе уже сознательную музыкальную работу. Переходя к вопросам методики ритмического воспитания, учитель должен учитывать особенности психики детей, помнить, что ребенок приходит в мир учебного труда из мира игр. Несмотря на то, в подготовительных группах детских садов детей готовят к этому переходу, все же, войдя в школу, они переживают крутой перелом в своей жизни.
Предмет “Музыка” в ряду школьных предметов занимает особое место: урок музыки может сохранить большее сходство с прошлыми занятиями в детском саду, чем любой другой урок. Искусство и игра имеют общие существенные черты: радостную эмоциональность, образность, моторную активность. Именно поэтому с первых уроков музыки ритмическому воспитанию следует уделять особое внимание.
Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных детям разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой — естественной биологической потребности детей в движении. К такому роду занятиям удается привлекать с первого же урока всех без исключения детей.
Если же дети, выполняя ритмические движения, привыкают внимательно слушать музыку, это оказывает косвенно благотворное влияние также на развитие их мелодического слуха и ладового чувства.
Музыкально-ритмическая деятельность имеет три направления.
Первое – развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.
Второе – развитие правильных двигательных навыков.
Третье – формирование умения управлять движениями тела.
При подготовке к уроку, музыкальный материал стараюсь подобрать так, чтобы по тематике и по двигательным навыкам он отвечал теме урока, углублял и закреплял конкретные музыкально-слуховые представления, знания.
Выбираю музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть разные музыкальные произведения как классические так и современные, фольклор, Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была понятной детям.
Главная задача состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Зачем это нужно? Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не, только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.
Для развития музыкальных способностей я даю ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – двигательная активность. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.
В 1 и 2 классах при знакомстве с музыкальные инструментами на своих уроках я знакомлю детей с песней «Маленький оркестр» (Маленький оркестр - YouTube). В процессе знакомства с песней ребята не только узнают названия музыкальных инструментов и составом исполнителей, но и ребята приобретают первые навыки игры на воображаемых музыкальных инструментах. Исполнителям желателен показ движений самим педагогом, чтобы ребята знали как правильно играть на тех или иных музыкальных инструментах. В процессе разучивания движений использую образное слово, пояснение. Яркое сравнение при объяснении движений помогает учащимся правильно и выразительно его исполнить. Очень важно в музыкально-ритмической деятельности заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса. Больше уделять внимания выразительности исполнения движений. В дальнейшем дети будут комбинировать усвоенные движения в новых сочетаниях, создавая свои импровизации.
Ритмические импровизации должны быть не формальными, а связанными с музыкальными темами и образами. Например: «Музыкальные инструменты», «Жанры в музыке- танец, марш, песня», «Музыкальные разговоры», «Эхо в лесу»… Во всех случаях ритмическая основа «разговора», танца, марша должна соответствовать задуманному характеру.
Ритмическая импровизация может проходить с помощью ударных музыкальных инструментов, которые подходят для сопровождения той или иной песни или пьесы.
В 3 и 4 классах у учащихся уже имеется опыт реагировать сменой движения на изменение частей, музыкальных фраз в произведениях. Умение выделить характерную ритмическую интонацию танца, песни, марша помогает усвоению понятия о музыкальной интонации, ярким примером такой смены является песня «Веселый музыкант» (Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной "Весёлый музыкант" - ансамбль подготовительной группы - YouTube). Ребята с удовольствием используют ритмические движения при импровизации и драматизации песенного материала. Еще один пример импровизации и драматизации песни это новогодняя песня «Замела метелица», «Ладошки». Важно поддерживать инициативу и творческий поиск учащихся.
Большое значение на уроке имеет ритмическая игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве.
Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало.
Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. Выбирая ту или иную игру со словом для разучивания, преподаватель должен быть уверен: дети справятся не только с текстом, но и с движениями, это окажется им по силам и не потребует много времени и усилий для разучивания. В противном случае подготовительная работа превратится в муштру и вызовет у детей негативное отношение, отрицательные эмоции, сведёт на нет пользу этих игр. Благодаря урокам музыки с двигательными функциями многие дети, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными.
Так же на уроках музыке я использую разные музыкальные физминутки, маленькие зарядки помогут восстановить внимание, улучшить кровообращение, снять усталость.
Вывод:
Музыкально-ритмические упражнения, помогают привить детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнения имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи.
Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой : дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ.
Включая в урок музыки музыкально ритмическую деятельность, мы не только приобщаем ребенка к миру музыки и танца, но и воспитываем любовь и интерес к русскому фольклору, формируем пластику, культуру движений, их выразительность, артистизм.
Такие занятия помогают снять психическое напряжение ребёнка и повышают интеллектуальную активность данной возрастной категории. Очень полезно и нужно использовать на уроке момент психологической разгрузки детей – это «минутки здоровья», музыкально- ритмические движения.
При организации движений под музыку необходимо широко использую технические средства обучения. Это позволяет познакомить учащихся с новым звучанием уже известного произведения, Дает возможность следить за качеством исполнения движений и при необходимости корректировать их.