Лучший педагог года

Конспект беседы «Дымковская игрушка: откуда ты?»

наташа челнакова
Конспект беседы «Дымковская игрушка: откуда ты?»

Беседа «Откуда ты - Дымковская игрушка

Цель: Формировать у детей патриотические чувства и уважение к народным промыслам русского народа через знакомство с народной дымковской игрушкой, историей её возникновения.

Публикация «Конспект беседы „Дымковская игрушка: откуда ты?“» размещена в разделах

Ход беседы:

В старые добрые времена около берегов реки Вятка появилось поселение, в котором жили народные умельцы, делавшие игрушки из красной глины, которую собирали по берегам речки. Мастера-игрушечники лепили дымковские изделия. Готовые дымковские игрушки несколько дней сушили. Потом обжигали в печи, поэтому из труб шел дымок, и селение назвали –Дымково. Изделия остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке, а уже потом украшали яркими узорами.

Эти яркие игрушки весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски. Откуда же пошла традиция празднования местного праздника? В те времена не спокойно было на Руси. Однажды по реке к городу Вятке подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи, так звали людей, живущих по берегам реки Вятки, измыслили хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник Свистопляски. Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью!

В этот день на городских валах и на базарной площади собирались люди с семьями, детьми и свистели изо всех сил в глиняные свистульки: уток и свинок. Выбор игрушки-свистульки был не случаен каждая свистулька имела свой магический смысл. Так свистулька-медведь своему обладателю, хозяину, «давала» богатырскую силу, баран - счастье, а корова - достаток. К сожалению, со временем люди забыли, какую магическую силу имеет образ той или иной игрушки-свистульки, но и в наши дни по традиции на ярмарке не только продаются дымковские свистульки, но и летит над городом, звонкий веселый свист. Вот и прославились своим ремеслом дымковские мастера-игрушечники по всей Руси!

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ножках,

Вся красота у оленя в рожках.

А вот дымковские барыни :

У них руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Л. Осипова

На что похожи изделиях дымковских мастеров? Первыми появились игрушки-свистульки, изображающие животных - это свинки, медведи, бараны с золотыми рогами, лошадки, козлики, уточки, петушки, гуси, индюки. Далее к фигуркам животных добавился женский образ - женщина с младенцем на руках. Дело в том, что после битвы с кочевниками осталось много вдов с детьми на руках. Поэтому появилась традиция: все сборы, вырученные с продажи игрушек передавать на содержание вдов, сирот, немощных и нуждающихся.

Вам давно известна дымковская барышня в нарядном фартуке, красавец-петух с расписным хвостом. Дымковские мастера всегда ищут новые образы для дымковской игрушки. К дымковским няням добавились фигурки водоносок, дам-модниц, птичниц, купчих. Появились мужские образы - офицеры, франты, продавцы пирогов. Кроме младенцев - детишки, разного возраста и пола. Вот скачет всадница на разгоряченном коне, хозяюшка хлопочет у печи, семья пьет чай за столом. А это что за звон и стук? Это стремительно мчится экипаж! Ямщик умело управляет лошадью, а в экипаже барыня-модница с офицером. По водной глади дымковские франты катают барынь на лодках. Пестрая сказочная карусель, скоморох, едущий на свинке, вызывает звонкий смех, галдят дети, скатывающиеся с горы на санках.

Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек.

Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в яркие цвета : красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый. и даже золотили блестками. Есть в облике каждой дымковской игрушке природа тех мест, где она родилась. Представляешь белые сугробы, мороз, румянец на лицах людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковской игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя. Дымковская собачка - это веселая, безобидная дворняга. Медведь - музыкант, играющий на балалайке или гармошке. Гордая красавица, барыня-модница, кокетливо вскинув головку, не спеша прогуливается под ручку с бравым офицером. А рядом степенно идет няня, окруженная гурьбой ребятишек. Дымковской игрушке даже поставили памятник на родной земле!

С самого начала, дымковские фигурки не были детской забавой, свистульки делали для местного праздника, а нарядными статуэтками украшали комоды и полки с посудой, так и в наши дни фигурки из Дымково служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой, и на душе становится теплее.

А сейчас, ребята, ответьте на некоторые вопросы:

- Почему слободу назвали Дымковской? (По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.)

- Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы? (Мастера лепили игрушки из глины.)

- Кто и как подготавливал дымковскую игрушку для росписи? Какие есть этапы подготовки игрушки к росписи. (Вылепленную дымковскую игрушку несколько дней сушили. После сушки обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке, расписывали разноцветными узорами.)

- Как спасли простые дымковские свистульки жителей города Вятка от врага? (Подкравшись к вражескому стану, жители подняли отчаянный свист. Враги подумали, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и убежали.)

Как назвали жители свой особый праздник, в честь этого события? (горожане отмечают свой особый праздник Свистунья.)

- Кого можно узнать в изображении своих изделий дымковские мастерицы? (Сначала изображали животных - уточки, свинки, медведи, бараны и др. Потом появились няни, барышни, водоноски, купчихи. К ним добавились мужские образы - кавалеры, офицеры, мужики, франты и образы детей разного возраста.)

- Из каких частей, элементов, состоят геометрические узоры дымковских изделий? (роспись дымковских игрушек состоит из кругов, овалов, колец, точек, полос, линий, ромбы, черточек.)

- Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цвета дымковских игрушек.

- Зачем нужна весёлая, озорная дымковская игрушка?

Молодцы, ребята! Очень хорошо запомнили, что такое дымковская игрушка. Видно игрушки – свистульки пришлись вам по вкусу!

Дымковская игрушка делается из глины вручную. Простые геометрические узоры и яркие краски делают её нарядной и праздничной. Вспоминая историю её появления, мы знакомимся и с историей нашей Родины. Вот почему дымковская игрушка покорила не только сердца россиян, она полюбилась и зарубежным гостям и стала популярным русским сувениром, визиткой карточкой России.

Публикации по теме:

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Конспект беседы по познавательному развитию на тему «Откуда берутся болезни?» в старшей группе Цели: 1. Формирование представлений о здоровье, микробах и болезнях; 2. Рассказать простые сведения про способы распространения болезней и.

Конспект НОД «Дымковская игрушка»Конспект НОД «Дымковская игрушка» Цель: - Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись). Задачи: образовательные:.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группеКонспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Цель: • Познакомить детей с дымковской.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Роспись шаблона «Дымковская игрушка»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Роспись шаблона «Дымковская игрушка» Цель: выполнить роспись шаблона дымковской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи дымковской игрушки.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик»Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка  «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Дымковская игрушка: откуда ты?»
Опубликовано: 16 мая 2022 в 14:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД