Получи документы

Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте

Наталья Чикурникова
Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Факторы влияющие на развитие культуры поведения

в дошкольном возрасте.

Воспитание культуры поведения является одной из главных задач морального воспитания ребят-дошкольников. Воспитание привычки играть, заниматься и трудиться вместе; стремление радовать взрослых хорошими поступками предвидит в своем содержании "Программа воспитания и обучения в детском саду".

Публикация «Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Для достижения успеха в воспитании нравственности поведения в детском саду и семье нужны необходимые условия. Условиями можно назвать обстоятельства, от которых что-то зависит.

Доминирующим условием морального воспитания можно считать создание позитивного микроклимата в группе детского сада. Тогда каждый из детей может свободно воплощать свои замыслы, контактировать с товарищами, воспитателем, не чувствуя эмоционального напряжения при этом, полностью удовлетворяя свои потребности в интересной ему деятельности, получая положительное отношение к себе со стороны детей и педагога.

Общение педагога с каждым из детей считается одним из преимущественных средств, что обеспечивают создание в группе дружественной обстановки между детьми. Воспитатель должен общаться с воспитанниками по самым различным поводам, однако следует обратить особое внимание на самостоятельную деятельность детей.

Заручившись общением и поддержкой авторитетного взрослого, ребенку становится проще и легче организовать интересную деятельность, всегда с пониманием относится к сверстникам и всегда пребывать в позитивном настроении. Дошкольник овладевает коммуникативными навыками в процессе совместной практической деятельности с воспитателем, где также имеет место педагогическое общение. У воспитанников возникает больше возможностей для общения с окружающими, что придает ему чувство комфорта и стремление к общению усиливается.

Актуальным вопросом является эмоциональное самочувствие старшего дошкольника в семье и в детском саду, так как доказано, что душевное равновесие и физическое здоровье тесно взаимосвязаны

Эмоциональное неблагополучие – это стабильное негативное эмоциональное состояние, является достаточно редким в практике дошкольных учреждений.

Воспитателям нужно вовремя выявлять негативные изменения в поведении ребенка, это поможет ему преодолеть трудности в общении с педагогом и ровесниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Воспитатель помогает установить дружеские отношения между одним ребенком и другими детьми из группы, что вернет дошкольнику душевное равновесие, даст возможность ощутить радость от совместной деятельности. Вследствие, ребенок быстрее овладевает нужными навыками, научится быть целеустремленным и добиваться своего. Вместе с этим, помощь педагога в решении конфликта может восстановить позитивную эмоциональную обстановку доверия в группе. Общение воспитателя с дошкольником окажет хорошее воздействие на него лишь тогда, когда содержание общения будет соответствовать потребностям ребенка (потребность во впечатлениях, в активной деятельности, потребность во внимании и уважении окружающих людей; в познании окружающего мира и др.)

Педагог должен понять потребность, что испытывает ребенок в каждой определенной ситуации, и оказать ему помощь в преодолении негативного дискомфорта. Во время взаимодействия с ребенком воспитателем используются различные формы общения, но он выбирает из них наиболее подходящие для данной ситуации (ситуативно-деловая, внеситуативно -личностная, внеситуативно - познавательная, непосредственно-эмоциональная). Воспитатель может оценить эмоциональное самочувствие детей, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Длительные наблюдения выявляют ситуации, что приводят к снижению эмоционального состояния ребенка и его индивидуальную реакцию в различных ситуациях.

Выделяются три группы ситуаций, которые являются факторами негативного эмоционального состояния.

Первая группа связана с неудовлетворением у старшего дошкольника потребности в эмоциональной близости с воспитателем. Очень часто в такие ситуации попадают дети во время привыкания к условиям детского сада или же не находящие эмоционального понимания в семье.

Это следующие ситуации:

1. Неимение интереса к деятельности ребенка у педагога.

2. Нежелание педагога участвовать в совместной деятельности с дошкольником.

3. Неправильное использование воспитателем доверительных сообщений ребенка.

Таким образом, стремление к воспитателю может принимать различные формы: необходимость в совместной деятельности с педагогом, желание к его поощрению и признанию, потребность в единстве эмоциональных переживаний и общности в контроле событий и явлений.

Второй тип – неудовлетворение потребности дошкольника в общении с ровесниками. В процессе общения с товарищами начинается познание самого себя при помощи сравнения себя с ним. Помимо того, ребенок получает практические навыки общения с разными детьми. Признание сверстников оказывают большое воздействие на самооценку каждого ребенка-дошкольника, в том числе отношение и представление о самом себе.

К такому типу ситуаций можно отнести:

1. Не появление в группе предпочитаемого товарища.

2. Отказ сверстника в предложении ребенка об общей деятельности.

3. Желание нескольких детей лидировать в группе.

Третья группа связана с неудовлетворенной потребностью ребенка в достижении успеха в деятельности.

К этому типу ситуаций относятся такие:

1. Несовместимость замыслов участников совместной деятельности.

2. Жесткая регламентация воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников.

3. Ребенок что-то невольно ломает, роняет, проливает.

Неудовлетворение потребности ребенка в активной деятельности, в общении с ровесниками, в осознании собственной неудачи в значимой для него деятельности и приводят к перечисленным выше типам ситуаций.

Детям, не испытывающим потребности в общении с воспитателем и ровесниками, нужно повысить степень их привлекательность в глазах сверстников с помощью подчеркивания особых интересов детей. Это и есть одна из главных задач для педагога. Позитивная оценка воспитателя, заинтересованность в успехах в процессе деятельности, что в дальнейшем поможет осилить создавшийся эмоциональный дискомфорт, очень важны для детей. Личностная форма общения оказывается предпочтительной в этом случае, необходима тесная связь с воспитателем, который вынужден найти решение в проблеме отсутствия желания общаться с окружающими.

Итак, педагогу нужно осмыслить причину душевного дискомфорта дошкольника, чтобы достичь его эмоционального благополучия в детском саду, и избрать форму общения, которая наиболее подходит характерному для ребенка-дошкольника типу поведения.

Связь ребенка и воспитателя, а также способность самого ребенка осилить ситуацию душевного дискомфорта существенно для предупреждения стабильного эмоционального неблагополучия дошкольника.

Целесообразно прибегнуть к таким приемам, как:

1. Радость педагога при встрече с воспитанником, демонстрированная словами и невербальными средств (теплый взгляд, интонация голоса, улыбка).

2. Передача расположения педагога с помощью употребления тактильных средств.

3. Рассмотрение вопроса о причинах волнения ребенка с соблюдением осторожности по отношению к ребенку.

Пребывание дошкольников в детском саду предопределено многими правилами. Для организации различных видов работы детей-дошкольников, их связи со сверстниками, установления в группе положительной атмосферы, в которой принимаются во внимание круг интересов сверстников, осознается их привилегия на реализацию личных замыслов необходимо вырабатывать у старших дошкольников умение предопределять свои действия, ориентируясь на имеющиеся правила. В дальнейшем все актуальнее становится вопрос развития у детей понимание значимости и правильности правил, что вводятся.

У детей-дошкольников недостаточно сформированы моральные мотивы. Часть детей стремится к поощрению и похвале со стороны взрослых, другая часть берет пример с окружающих сверстников. И только незначительная часть воспитанников воплощает правила в жизнь с осознанием своей личности и собственной самооценки.

Правила поведения для детей могут быть условно объединены в группы:

• правила, регулирующие расположение к ровесникам;

• правила, связанные с демонстрацией уважительных взаимоотношений к старшим;

• правила, регулирующие действия ребенка в группе с учетом окружения сверстников.

Тем не менее, запаса правил не хватает для полноценного воспитания детей-дошкольников. Обнаруживается разница между знаниями детей о правилах поведения и реальными их действиями.

Вследствие этого, появляется проблема неимения опыта в выполнении правил с самоконтролем собственного поведения, в приведении соотношений в навыках детей вести себя подобающе в окружении сверстников. Воспитание у детей-дошкольников понимающего отношения к правилам, постижения их значения и целесообразности при организации своей деятельности и поведения играет огромную роль в решении этого вопроса.

Работа воспитателя, связана с воспитанием у старших дошкольников понимающего отношения к правилам поведения, что выражает дружеское отношение к сверстникам, содержит:

а) формирование у старших дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития сопереживательного отклика на чувства другого;

б) на основе взаимосвязи во влиянии на разные сферы ребенка происходит обогащение опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил;

в) утверждение отношений с детьми, основанных на доверии в ходе личностно ориентированного общения при ознакомлении с вводимыми правилами; приобретение понимания детьми их смысла и ценности для себя и окружающих.

Так при помощи простой ситуации педагог может постигнуть мотивы поведения дошкольников, дать оценку действиям воспитанников, соотношение их к моральным правилам.

Также очень продуктивно рассказывать дошкольникам про хорошие поступки ровесников и ставить их в пример другим.

Поведение дошкольников принимает более организованный характер, уровень самостоятельности и нравственных мотивов повышается, опыт обогащается эмоционально-моральными отношениями между детьми, что побуждает детей к хорошим поступкам под влиянием все большего понимания значения правил и необходимости их соблюдения.

Совместная деятельность со сверстниками приносит старшим дошкольникам опыт взаимодействия, отчего условиями воспитания культуры поведения у воспитанников являются создание коллективной деятельности и развитие способов сотрудничества.

В возрасте старшего дошкольника активно продолжается развитие духовных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержимое воспитательного процесса на этом этапе включает воспитание уважения к родным, осознанное стремление порадовать старших позитивными действиями, привязанность уважения к воспитателям, готовность быть полезным окружающим. У воспитанников старшей группы следует активно и шаг за шагом создавать дружеские связи, привычку совместно обучаться и играть, умение покоряться требованиям, в своих поступках брать пример с положительных старших людей, позитивных и героических персонажей известных литературных произведений.

Воспитание культуры общения занимает большое место в нравственном воспитании дошкольника. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив занимает в жизни детей все большее значение, усложняются отношения детей.

В поведении ребенка взаимодействие нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, отношением к окружающему миру, к взрослым и ровесникам, к деятельности, к себе выступают все ярче и приоритетнее. Дошкольник умеет поступать определенным образом, учитывая интересы партнера или группы сверстников, во время общения может быть сдержанным, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но это только основание умения, которое необходимо совершенствовать и укреплять.

Приоритетным в целесообразной воспитательной деятельности педагога по отношению к детям-старшим дошкольникам продолжает оставаться организация видов деятельности и жизни ребенка, что соответствует опыту содержательного общения, развитию положительных взаимоотношений к окружающим и ровесникам.

Публикации по теме:

Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.

Физическое развитие в младшем дошкольном возрастеФизическое развитие в младшем дошкольном возрасте Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального.

Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Многие дети, поступающие в ДОУ, имеют различные трудности, связанные с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере,.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения в дошкольном возрасте» Консультация для воспитателей: «Развитие воображения» Слайд 2: «Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя.

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя старшой группы на тему: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» на 2016-2017.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Библиотека» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Библиотека» в старшем дошкольном возрасте. Задачи: Развитие сюжета; 1. Развивать.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Развитие представлений об окружающем мире и о себе в младшем дошкольном возрасте Ребенок приходит в мир и живет в интересном и таком непонятном загадочном окружении людей, предметов, явлений. Как его познать? Научиться.

Консультация «Развитие творческой речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте» Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель-воспитать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте
Опубликовано: 25 января 2018 в 22:34
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чикурникова (УИ 271797) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД