Лучший педагог года

Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте

Соня Псардиева
Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель-воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

В условиях обновления образования, взаимопроникновения народной педагогики и педагогической науки, использование народной культуры способствует поиску новых путей и средств, позволяющих осуществлять культурологические подходы взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Публикация «Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте» размещена в разделах

В современной социальной ситуации всестороннее развитие детей возможно лишь при условии интеграции усилий всех социальных институтов на основе идей традиционной народной культуры, которая обладает действенным механизмом воспитания патриотизма, ориентируя ребёнка с его рождения на особое отношение к родителям, дому, Родине, формирует историческую преемственность поколений.

Сегодня в сфере национальных и межнациональных отношений происходят сложные и противоречивые процессы, обусловленные, с одной стороны, политическими и социально-экономическими преобразованиями в России, с другой, детерминируемые ростом национального самосознания, национальных культур и образования. В настоящее время проявляется неразвитость национального самосознания, неустойчивость национальной самооценки, преклонение перед западным образом жизни, или, наоборот, гипертрофия национального чувства, перерастающего в национализм и вызывающего обострение межнациональных отношений в ряде регионов страны.

Социальные преобразования в нашем обществе с начала 90-х гг. привели к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. В связи с этим проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекла внимание отечественных философов и педагогов. В философской литературе получил отражение коренной поворот нравственных ориентиров - от классовых к общечеловеческим ценностям. Наряду с объективной тенденцией единства и целостности исторического развития человечества актуализировалась и идея определения национальной самоидентичности.

Мясникоский район- место компактного проживания армян. Район имеет свою богатую историю и культуру. Поселившись на берегах Дона, донские армяне навсегда связали свою судьбу с донским краем. Здесь выросло и трудилось не одно поколение. Наши предки славились своим трудолюбием, бережным отношением к земле, уважением к старшим, заботой о детях. Всё это стараются сохранить и преумножить сегодня в каждой семье. Бережно хранятся и передаются из поколения в поколение любовь к богатой истории армянского народа, сохраняются и преумножаются богатые культурные традиции.

Переселившись в донские края, армяне привезли с собой и со временем на месте создали самобытное народное творчество: сказки, песни, пословицы и поговорки, басни, загадки, в которых отображена их история, быт, переживания.

С целью сохранения национальных, исторических и культурных традиций, в районе проводится комплексная работа. В Мясниковском районе помнят о том, что Россия стала пристанищем и домом в самые трудные для армянского народа времена. Ощутив на себе доброе отношение русского народа, армяне получили возможность жить и творить, ценить и сохранять свою национальную культуру, поддерживать свою самобытность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-своему начинаем относиться к народным праздникам и традициям, фольклору и художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребёнка, воспитывает чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Дети должны знать и уважать своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Россия - полиэтническая страна, родина многих народов. В основе отечественной культуры лежит многообразие культур. Культурное наследие народа - огромное богатство, которое надо сохранить и преумножить. Традиционная отечественная культура- это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающие духовные ценности, выработанные разными народами России.

Возрождать национальную культуру следует путём создания благоприятных социально-экономических, политических, экономических, материальных, психолого-педагогических условий для реализации традиционных форм национальной жизни, всестороннего развития разных этнических групп, укрепление национально-культурных традиций прошлого и настоящего. Именно поэтому надо обратиться к нравственным ценностям, к национальной культуре народа, к педагогическому наследию.

Сегодня каждый педагог должен знать культуру и историю России, относиться с любовью к людям других национальностей.

Дошкольное детство - важнейший период жизни человека. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений.

Мир взрослых должен стать пространством комфортного окружения мира ребёнка, мира детства. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. А главное - верить в успех, творить добро, излучать любовь, видеть красоту, искать истину.

Как писал В. А. Сухомлинский, человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.

Воспитание толерантности в дошкольном возрасте эффективно лишь в случае активноё позиции тех, на кого оно направленно – самой личности, её семьи, группы общения. Развитие личности ребёнка – главный критерий воспитательной системы. Целостность системы воспитания толерантности обеспечивается созданием и укреплением связей между её субъектами.

Условия воспитания толерантности можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние условия:

• Состояние социально – педагогической среды и социокультурная обстановка в ДОУ, регионе, районе;

• Особенности заказа родителей;

• Материально – техническое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса.

Внутренние условия это уровень профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов и родителей как субъектов системы воспитания, состояние образовательной среды в ДОУ.

Эффективность данной работы характеризуется показателями личностного развития детей, педагогов и родителей. По отношению к педагогам это выражается в следующем:

• Степени удовлетворённости своим трудом;

• Гуманизации отношения к ребёнку;

• Стремлении к личностному росту.

По отношению к ребё нку это выражается в следующем:

• Эмоционально – положительном отношении к другим людям;

• Познавательной активности;

• Повышении уровня самооценки личности.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, важно, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы, синтезирующие знания детей можно увидеть во время праздников, развлечений. Так как у дошкольников наглядно- образное мышление, необходимо использовать наглядные предметы и материалы: посуду, мебель, утварь, старинные костюмы, украшения. Воспитание детей в духе народных традиций, это не отдельное направление работы, оно должно пронизывать всю жизнь ребёнка, всю его деятельность в детском саду.

Мы считаем, что эффективность работы возможна если:

• Относиться к ребёнку как к субъекту своей жизни;

• Рассматривать педагога как посредника между ребёнком и народной культурой;

• Относиться к ДОУ как пространству где происходят культурные события, осуществляется воспитание человека, культуры.

Эффективность использования средств народной культуры в воспитательном процессе ДОУ, зависит от их содержания, системного, дифференцированного, интегрированного использования их в пространственно – предметной среде и художественно – творческих видах деятельности, от актуализации ребёнка ценностей народной культуры в своей жизни и специально организованных видах деятельности.

Создание среды жизнедеятельности ребёнка, наполненной культурными национальными ценностями и позволяющий ему использовать ему ментальные характеристики своего народа обеспечивает интеграция образов национальных героев, отраженных в народных сказках, играх, произведениях искусства.

Проводником данной работы в детском саду, конечно, является педагог. Коллектив детского сада начал свою работу с изучения национальной культуры края, истории, традиции, обычаев, обрядов. Развитие общей культуры педагогов – один из самых больших резервов повышения их мастерства. Необходимым условием успеха в работе педагогов является соблюдение принципов воспитания толерантности :

• Индивидуальная помощь в предотвращении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии детей;

• Общественная защита законных интересов и прав ребёнка на достойную жизнь;

• Практическая забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья в данной микросреде;

• Организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности;

Основными критериями профессиональной пригодности педагога к этой деятельности являются:

• Высокий уровень интеллектуального развития педагога;

• Потребность и способность помогать людям в трудных ситуациях;

• Способность к творчеству;

• Самодисциплина, работоспособность;

• Чуткость и оптимистичность.

Особое внимание мы уделяем укреплению связей с родителями. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие во всех праздниках и развлечениях, но и помогают в подготовке и проведении занятий, семинаров, собраний. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»- эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать в работе с родителями. Работа с родителями по-прежнему трудна и актуальна.

Всё что мы делаем повседневно, наши традиции направлено на совершенствование и коллектива в целом, и каждой отдельной личности - будь то ребенок, сотрудник или родитель. Педагогический коллектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства в рамках личностного ориентированного подхода к образовательному процессу.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей в дошкольном возрасте Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две.

Конспект группового занятия по коррекции агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Многие дети, поступающие в ДОУ, имеют различные трудности, связанные с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере,.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Воспитание положительных привычек у детей» Цель: обмен опытом родителей друг с другом, распространение передового пе-дагогического опыта среди родителей, оказание своевременной помощи.

Консультация для родителей «Игра — школа нравственного поведения»Консультация для родителей «Игра — школа нравственного поведения» Консультация для родителей на тему: «Игра – школа нравственного поведения» ДОУ №112 г. Липецк Подготовила воспитатель высшей категории.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка» Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно Целью всякого воспитания должно быть создание.

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте .

Проект «Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте» Пояснительная записка Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте» для родителей воспитанников младшевозрастной группы Предварительная работа: Домашнее задание родителям: фабричные и самодельные развивающие сенсорные игры. Объявление: УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ.

Воспитание патриотизма в Старшем дошкольном возрасте (из опыта работы). У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются и расширяются представления об окружающем их мире, о деятельности людей, о предметах.

Экологическое образование в дошкольном возрасте Паспорт экологической тропы МКДОУ ЦРР д\с № 9 1 Пояснительная записка В наши дни экологическое образование является одной из актуальнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте
Опубликовано: 19 июня 2017 в 09:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД