МААМ-картинки

Конспект классного часа для учащихся коррекционной школы-интерната «Фейковые новости. Как научиться их отличать от настоящих»

Татьяна Коломейцева
Конспект классного часа для учащихся коррекционной школы-интерната «Фейковые новости. Как научиться их отличать от настоящих»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Фейковые новости. Как научиться их отличать от настоящих»

Кл. руководитель : Коломейцева Т. Е.

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2» ст. Барсуковская, Кочубеевский муниципальный округ Ставропольского края

Новости — неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам. В условиях беспрецедентной информационной интервенции фейков со стороны зарубежных IT-гигантов техникум видит огромный спрос учащихся на разъяснения происходящих событий. Школьники разных возрастов задают вопросы, на которые пока не могут найти ответы, поскольку они не способны пока отличить проверенные источники информации от рекомендуемых ему соцсетями рекламных постов с дезинформацией, которые заполнили трафик.

Публикация «Конспект классного часа для учащихся коррекционной школы-интерната „Фейковые новости, Как научиться их отличать от настоящих“» размещена в разделах

Цель: формирование критического мышления, обучение детей выявлению и сопоставлению фактов, умению отличать их от ложной информации, а также знакомство обучающихся с основными стратегиями и тактиками информационного воздействия.

Задачи:

– изучение и систематизация предпосылок распространения фейковой информации;

– знакомство обучающихся с системой коммуникативных особенностей при производстве и распространении ложной информации.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Люди всегда приукрашали или искажали информацию. Рассказывая какие-либо истории, мы порой склоны добавлять что-то от себя, приукрашивать и даже искажать информацию (случайно или намеренно). И если раньше распространение такой информации ограничивалось кругом общения, то с распространением интернета, телефона, мессенджеров и других технологий выросли и масштабы, и аудитория, которая такую информацию может получить. Интернет даёт нам моментальный доступ к любой информации. Не только полезной и важной, но и недостоверной и заведомо ложной.

Теперь фейковый контент могут видеть сразу миллионы людей, а границы реальности стали все больше размываться. И речь здесь не только о полностью выдуманных новостях или роликах, в которых нет ни слова правды. Всё чаще мы сталкиваемся с контентом, правдивым лишь отчасти или составленным без должной фактический проверки. Намеренные подделки используются и для пропаганды, то есть манипулирования общественным мнением, часто в политических или популистских целях. Как научится понимать, что перед вами обман?

Что такое «фейки»?

Это информация, которая не соответствует действительности. Говоря простым языком – информационные «вбросы». Зачастую они появляются в социальных сетях, в телеграм-каналах, а также и, казалось бы, в авторитетных СМИ.

Зачем их вообще распространять?

Цели могут быть разные, но основные: получение политической или финансовой выгоды.

С начала февраля в России выявили более миллиона фейков, связанных со спецоперацией России на территории Украины. Они появляются в Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, ТикТоке и других сетях.

Во время проведения военной спецоперации не только стреляют, но и врут об обстрелах. Это надо понимать. Однако определить, является ли та или иная информация фейком, зачастую очень сложно, и мнения на этот счет могут быть разные.

Как же создаются фейки?

В СМИ появилось уже несколько расследований о фейках, большинство из которых распространяются украинскими и проукраинскими пабликами и каналами. Среди таких новостей : якобы обстрелы жилых домов, информация о тысячи погибших и пр.

Запомните, у каждой новости должна быть фамилия или ссылка на официальный источник. Иначе к информации нет доверия.

Как же защитить себя от «фейков»?

1. Смотрите на источник новости. Повторяю, что у каждой новости должен быть источник: конкретный человек или официальная организация.

2. Смотрите на заголовок. Обычно «желтые» новости видно сразу – они буквально кричат о своей важности громкими заголовками. Но на самом деле цель таких сайтов – лишь набрать кучу просмотров.

3. Каждое фото можно проверить. Например, через Яндекс. Картинки можно узнать, уникальное ли оно или уже где-то публиковалось ранее.

4. Узнать, насколько изображение подверглось цифровой обработке, можно через сайт FotoForensics. Он находит «дорисованные» области на изображении или вставленные в него при редактировании. После обработки программа выдает фотографию, где редактируемые фрагменты будут выделяться на фоне других.

5. Внимательно смотрите на веб-адрес страницы. Сейчас создаются целые сайты-подделки, которые имитируют крупные независимые российские новостные ресурсы.

6. Главное! Сохраняйте критическое мышление! Отличить фейк от реальной новости и защититься от мошенничества поможет перепроверка новостей в двух-трех не связанных друг с другом источниках, а также стандартные меры безопасности при пользовании интернетом.

Ответственность за распространение ложной информации.

Президент России Владимир Путин 4 марта 2022 года подписал закон об уголовной ответственности за фейки о действиях российских военных в рамках спецопераций и призывы к антироссийским санкциям. Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил эти нормы необходимостью защитить «солдат, офицеров и «правду».

За публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации» предусмотрен штраф до 1,5 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет.

Отягчающими факторами может стать служебное положение, фальсификация доказательств, корыстные побуждения или мотивы политической, расовой и другой вражды. В этом случае штраф увеличивается до 5 млн руб., принудительные работы — до пяти лет, лишение свободы — до десяти лет.

Если распространение дезинформации повлекло тяжкие последствия, тюремный срок составит от десяти до 15 лет.

За публичную дискредитацию вооруженных сил грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., принудительные работы либо лишение свободы до трех лет.

Если такие действия повлекли смерть по неосторожности, причинили вред здоровью или имуществу граждан, спровоцировали массовые нарушения общественного порядка, штраф возрастает до 1 млн руб., срок лишения свободы — до пяти лет.

Под запрет попадают призывы к введению санкций в отношении России. Наказание — штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет (со штрафом до 200 тыс. руб.).

Подведение итогов.

Не стоит торопиться распространять новости в соцсетях и мессенджерах. Лучше тщательно проанализировать информацию — особенно, если она вызвала негативные эмоции, прочитать об одном и том же событии в разных источниках и только после этого сделать выводы.

Надеюсь, что каждого из вас можно назвать мыслящим, беспристрастным и информированным человеком!

Как распознать фейк : базовые правила

Всё больше интернет-пользователей задумываются над достоверностью информации, обращая внимание на её составляющие и подачу материала.

Так, к основным признакам фейковых новостей респонденты исследования отнесли:

• отсутствие официального источника информации;

• гиперболизированный, абсурдный или слишком эмоциональный заголовок;

• подозрительный или неизвестный домен сайта — читатели отдают предпочтение новостям из официальных источников информации или центральных СМИ, а не площадкам вроде rsfjord.ru, regiondv.com или gazetenka.com; также они не доверяют сайтам, с редакцией которых невозможно связаться: отсутствуют электронный и почтовый адрес редакции, телефоны, аккаунты в соцсетях;

• материал без авторства;

• однобокий стиль подачи, наличие только одной точки зрения, её навязывание читателям;

• сомнительные факты, передёргивание событий, старые фотографии, которые выдают за актуальные.

Отсутствие первоисточника информации - это основной маркер того, читаем ли мы правдивую информацию или фейк.

Если источник неизвестен или подан в виде безымянного «учёного», «инсайдера» и другого «анонима», то материал с большой вероятностью может оказаться недостоверным.

Если указан спикер, его должность и даже название компании или организации, которую он представляет, не лишним будет поискать информацию из открытых источников, которая подтвердит и её существование, и доброе имя.

Псевдоэкспертность

Если в статье не упоминаются имена, фамилии, должности и организации экспертов и спикеров, а в тексте встречаются только фразы из серии «исследователи сообщают», «эксперты сделали заявление», то информацию стоит проверить.

Если в материале речь идёт о рекомендациях, касающихся здоровья, но автор или спикер не является врачом, стоит проверить информацию с помощью официального источника.

Недостоверный фактаж, липовые фотографии

Даже фотографии, которые должны придать больше ценности контенту и вызывать доверие, сегодня один из самых распространённых видов фейка в сети.

Определить оригинал среди других картинок несложно: как правило, он лучшего качества и большего размера, чем копии. По исходному фото можно понять, когда и где впервые его опубликовали. Это важно, так как часто старые фотографии выдают за актуальные или демонстрируют их в совершенно другом контексте.

Зашкаливающие эмоции

«Шок контент!», «России грозит голод!», «Евро приказал долго жить!» — если в статье слишком громкий заголовок, а её текст не соответствует названию или после прочтения статьи возникает раздражение, злость или страх, скорее всего, читатель попался на крючок манипуляции.

Однобокая подача информации

Кроме заголовков, стоит обращать внимание на автора статьи и на контент медиа, который её опубликовал. Возможно, поданная под определённым углом или с одной точки зрения, без озвучивания позиции другой стороны информация выгодна отдельному кругу лиц. Но она, скорее всего, не имеет никакого отношения к новостным сообщениям.

Подозрительный домен сайта

Самыми надёжными источниками информации были и остаются центральные новостные СМИ, информационные агентства и официальные источники.

Публикации по теме:

Конспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 классаКонспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.

Конспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе школы-интерната IV видаКонспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе школы-интерната IV вида Цель: познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, рассказать о первом полете человека в космос, о начале освоения космического.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цели: • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия. • Обсудить и установить причины.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социального.

Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?»Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?» Подготовила и провела: воспитатель 3 класса Огурцова И. В. Описание. В сценарии используется методика, основанная на идеях А. С. Залужного,.

Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда»Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда» Цель: воспитывать экологическую культуру школьника, учить применять знания о природе в новой ситуации, познакомить со значением экологически.

Конспект занятия по ПДД «Правила дорожного движения» для учащихся коррекционной школы Цель: Закрепить знания учащихся по ПДД: Задачи: • вспомнить правила безопасного поведения на дорогах учить различать знаки дорожного движения.

Планирование трудового часа «Удаление пыли с предметов» в 4 классе для детей с ОВЗ коррекционной школы Цель: Формирование навыков трудовой коллективной деятельности. Задачи: • Повторение правил коллективной работы. • Повторить и закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект классного часа для учащихся коррекционной школы-интерната «Фейковые новости. Как научиться их отличать от настоящих»
Опубликовано: 25 октября 2022 в 10:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект классного часа для учащихся коррекционной школы-интерната «Фейковые новости. Как научиться их отличать от настоящих»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коломейцева (УИ 880225) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД