Приложение МААМ

Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» (9 фото)

ирина огурцова
Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В.

Цель:

осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социального и культурного контекста России.

Задачи:

Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России, к Конституции – основному закону страны.

Расширение представлений учащихся о современной государственной символике, о преемственности в ней.

Расширение исторических знаний о Государственном гербе, флаге и гимне России.

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Развитие познавательных способностей.

Публикация «Конспект воспитательного часа „Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ“» размещена в разделах

Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Ход клубного часа.

Вводная часть.

Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике российской государственности. Я – педагог и гражданин РФ, а вы ученики 9 класса школы - интерната и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.

Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Символы вызывают у нас образы. Эйфелева башня – символ Парижа; небоскребы и статуя Свободы – символы США. А какие символы России вы можете назвать?

Ответы учащихся. (Учащиеся предлагают свои варианты)

Действительно, символов России много – это и Кремль, и Красная площадь, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (Учащиеся высказывают свои мнения)

Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам всем тоже хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел, а трансляцией гимна по радио начинается каждое утро нашей страны.

Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают российский герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы.

А начнем мы с герба.

Прежде чем говорить о гербе нашей страны, вам нужно вспомнить, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.

Сообщения учеников.

Наташа.

Герб

Фото «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Дима.

Конспект воспитательного часа - фото

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” от 25декабря 2000г. №2-ФКЗ допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Воспитатель. Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте.

В XIV веке, в годы правления Великого князя Ивана Даниловича, внука Александра Невского, расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени стали московские князья главными среди других князей Руси. Так возникло новое Московское государство. Его первый правитель Иван III Васильевич стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились указы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России - двуглавый орел, а на другой - всадник, поражающий копьем змея".

Великий Князь Московский Иван III (1462-1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающую Восток и Запад.

Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России.

Всадник, поражающий копьем дракона, - символ победы добра над злом, готовности народа отстаивать свою свободу и независимость.

Золотое оперение орла означает могущество и богатство государства, скипетр – символ государственной власти, держава – единство государства.

1497 год. С этого момента его изображения проникают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы царского обихода и в архитектуру.

После вступления на трон Царя Александра III (1881-1894) в своде законов Российской Империи впервые появляется точное описание Большого и Малого Государственного Герба, который с этого момента становится неизменным. В таком виде орел проходит сквозь царствование Николая II (1894-1917).

Саша.

Фото №1 Подготовила и провела воспитатель Огурцова И

Февральская революция 1917 года не отобрала у Орла все символы государственной власти. Однако длится это не долго. Через короткое время на банкнотах Временного Правительства появляется новый невиданный еще орел, который и просуществует вплоть до лета 1918 года.

В 1918 году советское правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства – РСФСР.

В 1923 году Центральный Исполнительный Комитет СССР определил главные элементы государственных символов Советского Союза: солнце, серп и молот, девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб – золотого двуглавого орла на красном поле.

В 1993 году, указом Президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. И, наконец, 08.12.2000 двуглавый Орел был утвержден Государственной Думой. Только в 2000 году решили вернуть двуглавому орлу золотое оперение, подчеркивающее могущество и богатство великой страны.

«Из истории государственной символики»

Российский флаг.

Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича. В 1667г. для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I - дедушка русского флота. Ботик юного царя, на котором он плавал в молодые годы в Измайловском пруду и на Плещеевом озере, познавая морскую премудрость, несет на своих бортах, флаге и вымпеле именно бело-сине-красные цвета.

Революционная Россия начала XX в. не сразу отвергла трехцветный флаг. После Февральской революции 1917г. в период власти Временного правительства использовался в качестве государственного бело - сине – красный флаг. Лишь 8 апреля 1918г. Свердлов Я. М. предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом. Удивительное совпадение: спустя 73 года, день в день, 8 апреля 1991 года правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага.

Аня.

Фото №2 Цель осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социального и культурного контекста России

Цвет полос государственного флага несет в себе глубокий смысл. Белый всегда означал Свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный – Державность. Есть и другое (неофициальное) толкование символики цветов: белый – мир, чистота; синий – вера, верность; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В. Путиным 25 декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Государственный гимн

Сегодня еще наш разговор пойдет и о Государственном гимне России.

Что такое гимн? Кто слышал Государственный гимн России? Где и когда вы его слышали? Кто знает слова современного Государственного гимна России?

Ответы учащихся.

– Слово "гимн" в переводе с греческого языка означает "хвалебная, торжественная песня".

И действительно, ее исполняют в особых, наиболее важных торжественных случаях. Гимн звучит при вступлении в должность Президента Российской Федерации и руководителей органов государственной власти, при открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, во время встреч и проводов глав государств, во время проведения спортивных состязаний или военных мероприятий. Часто мы слышим Государственный гимн на праздниках, на военных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают, а военные отдают честь.

Гимн – это песня, посвященная Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Сегодня мы познакомимся с историей российских гимнов.

Оля.

Фото №3 Задачи Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России к Конституции основному закону страны

– Историки считают, что первый российский гимн возник в XVIII веке. Это был военный марш-гимн, который создавался для поднятия духа русской армии и флота. В декабре 1790 года русская армия под предводительством великого полководца Александра Васильевича Суворова взяла неприступную турецкую крепость Измаил. Это стало переломным моментом в ходе Русско-турецкой войны. Торжественное и приподнятое настроение, упоение победой, гордость за свое Отечество читаются в каждой строчке этой песни. Ее авторы – композитор Иосиф Анатольевич Козловский (1757–1831) и поэт Гаврила Романович Державин (1743–1816).

(Обучающиеся прослушают 1 куплет)

Гром победы, раздавайся!

Веселися, храбрый росс!

Звучной славой украшайся!

Магомета ты потрес!

Воды быстрого Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Но этот марш-гимн был неофициальным. Первым же официальным гимном России в 1815 году стал гимн, написанный на музыку английского гимна. Автором слов был великий русский поэт, наставник Александра Сергеевича Пушкина, будущий воспитатель императора Александра Второго – Василий Андреевич Жуковский (1783–1852).

– Он написал стихи "Молитва русских":

(обучающиеся прослушают 1 куплет)

Боже, царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю –

Всё ниспошли!

Чуть позднее, в 1833 году, к гимну "Боже, царя храни!" русский композитор А. Ф. Львов (1798–1870) написал другую мелодию. Это было сделано по указу царя, которому не нравилось, что русский гимн звучит на мелодию английского. Пришлось и Жуковскому переделать первоначальные слова. И стал гимн звучать так:

Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, царя, царя храни!

Настя.

Фото №4 Расширение представлений учащихся о современной государственной символике о преемственности в ней

В феврале 1917 года император Николай Второй отрекся от власти, а вместе с ним ушел в прошлое и гимн. Все чаще и чаще раздавалась на улицах "Марсельеза". Родилась она во Франции. Автором русского перевода был поэт Петр Лаврович Лавров (1823–1900, а сделал ее музыкальную обработку композитор Александр Константинович Глазунов (1865–1936):

(обучающиеся прослушают 1 куплет)

Отречемся от старого мира,

Отряхнем его прах с наших ног!

Нам враждебны златые кумиры,

Ненавистен нам царский чертог!

Но "Марсельеза" не стала гимном молодой Советской Республики. 10 января 1918 г. на Третьем съезде Советов прозвучал "Интернационал».

(Обучающиеся прослушают 1 куплет)

Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

Кто был ничем, тот станет всем.

Припев:

Это есть наш последний

И решительный бой,

С Интернационалом

Воспрянет род людской!

– "Интернационал" пришел в Россию из Франции. Поэт Эжен Потье (1816–1887) и композитор Пьер Дегейтер (1848–1932) написали его в 1887 году. На русский язык в 1902 году его перевел поэт А. Я. Коц.

Этот гимн продержался до 1 января 1944 года. На одном из заседаний было принято решение о создании нового Государственного гимна СССР. После длительных раздумий и доработок был утвержден текст поэта Сергея Владимировича Михалкова (1913) и журналиста Г. А. Эль-Регистана (1899–1945) на музыку композитора Александра Васильевича Александрова (1883–1946).

– Немного позднее, в 1977 году, С. В. Михалков внес небольшие поправки в текст гимна. И он стал звучать так:

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надежный оплот!

Партия Ленина – сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведет!

Обучающиеся прослушают 1 куплет.

– Этот гимн был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 мая 1977 года. Но ничто не стоит на месте. В начале 90-х годов произошел распад СССР. Новому государству потребовался новый гимн. Долгое время Государственным гимном России официально считалась "Патриотическая песня" Михаила Ивановича Глинки, написанная еще в 1834 году. Эта музыка без слов, написанная для оперы "Жизнь за царя", являлась гимном 10 лет – с 1991 до 2001 года.

– Все течет, все меняется. И эта песня недолго оставалась гимном.

Гоша.

Фото №5 Расширение исторических знаний о Государственном гербе флаге и гимне России

Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года. Накануне нового XXI века у России появился новый гимн.

Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Воспитатель.

– Что вас больше всего удивило, порадовало, вызвало чувство гордости за нашу Родину?

– В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания.

В отличие от других государственных символов – герба и флага – гимн можно не только увидеть на листе бумаги, но и услышать.

Как уже было сказано, мелодию Государственного гимна написал известный композитор и хоровой дирижер Александр Васильевич Александров. Впервые она прозвучала еще в годы Великой Отечественной войны, когда Красная Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую матушку-Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.

А теперь давайте послушаем Государственный гимн России. Внимательно вдумаемся в его слова. Как мы будем слушать гимн? (Стоя).

Фото №6 Воспитание патриотизма и гражданственности

Звучит Государственный гимн России. Обучающиеся подпевают слова гимна.

Какие чувства в ваших сердцах вызвали слова и музыка Государственного гимна России?

Ответы учащихся.

– Вот так вместе с историей нашего государства неоднократно менялся и Государственный гимн нашей России. И, как истинные патриоты и граждане своего государства, мы должны знать слова главной песни своей страны.

Викторина по итогам клубного часа.

Вопросы на знание истории создания флагов:

1. Что означают цвета (белый, синий, красный) российского флага?

2. Кто первым предложил использовать бело-сине-красный цвета как цвета российского флага?

3. Что означают символы (серп, молот, звезда) на флаге РСФСР?

4. Когда бело-сине-красный флаг стал государственным флагом России?

Вопросы на знание символики цветов и деталей гербов.

1. Что означают геральдические символы (три короны, держава, скипетр, всадник на щите) на государственном гербе России?

2. Почему орел на гербе России двуглавый?

3. Что означает золотой цвет оперения орла?

4. Что означают геральдические знаки (серп, молот, звезда, восходящее солнце) на государственном гербе СССР?

5. Что означает надпись на государственном гербе РСФСР «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!»

Вопросы на знание истории создания российского гимна.

1. Кто является автором стихов гимна России?

2. Кто является автором музыки гимн России?

3. Когда в истории нашей страны был гимн, в котором не было стихов?

4. Как должны поступать граждане России, когда проигрывается гимн нашей страны?

Заключительное слово воспитателя.

Символы государства - это и история нашей страны, и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимают как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу.

Сегодня мы с вами расширили исторические знания и представления о государственной символике Российской Федерации.

Спасибо вам за работу и за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.

Фотоотчет об экскурсии на шоколадную фабрику с учащимися 8 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗФотоотчет об экскурсии на шоколадную фабрику с учащимися 8 класса школы-интерната для обучающихся с ОВЗ Мы с ребятами очень любим ездить на экскурсии. Вот и недавно мы посетили одну малоизвестную шоколадную фабрику. Она существует не очень.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цели: • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия. • Обсудить и установить причины.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?»Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?» Подготовила и провела: воспитатель 3 класса Огурцова И. В. Описание. В сценарии используется методика, основанная на идеях А. С. Залужного,.

Конспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детейКонспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детей Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению.

Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классеКонспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного.

Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда»Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда» Цель: воспитывать экологическую культуру школьника, учить применять знания о природе в новой ситуации, познакомить со значением экологически.

Положение о детской организации «Ювента» школы-интерната для обучающихся с ОВЗ 1. Общие положения. 1.1. Данное Положение разработано на основании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
Опубликовано: 23 января 2021 в 19:30
+403Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем ирина огурцова (УИ 1670051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 90.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД