Светлана Нихорошкина
Методическая служба дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Фестиваль методических служб» в рамках городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие.»
Уважаемые коллеги!
Я постараюсь кратко раскрыть сущность методической службы нашей дошкольной образовательной организации, которая состоит из педагогической оценки, анализа и прогнозирования.
Работа в инновационном режиме для современной дошкольной образовательной организации становится необходимостью.
Публикация «Методическая служба дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Детский сад должен не только давать знания, но и быть школой социального действия, в которой идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют направления организации методической службы, предлагая интегрированный подход к процессу обучения и воспитания детей.
«Детский сад № 121 комбинированного вида» - городская базовая площадка по формированию социально – правового сознания у дошкольников. Педагогический коллектив в основе инновационной деятельности видит трансформацию правового воспитания в развитии у детей правового сознания. Новые образовательные технологии, способы, методы обучения и воспитания тесно связаны с использованием социально-культурных и национальных традиций.
Инновационная деятельность по своему содержанию и результатам не противоречит нормативным актам и тесно связана с Уставной деятельностью детского сада.
В инновационной деятельности участвуют практически все сотрудники образовательной организации и родители воспитанников как равноправные участники образовательного процесса. Для организации и проведения работы в инновационном режиме в ДОО организованна методическая служба.
Актуальность инновации по теме «Использование социально-культурных и национальных традиций в развитии у детей основ правового сознания» (2010 – 2015 г. г.) определяют следующие принципы:
1. Принцип личностной ориентации. ДОО – это детский сад, где дети могут реализовать индивидуальные качества и способности. Работа с детьми носит развивающий характер.
2. Принцип культуросообразности. Преобладает идея малой родины. Жизнедеятельность детей организованна в пространстве русской культуры с акцентом на её региональный характер.
3. Принцип деятельностной ориентации. В основе его лежит развивающая среда.
В нашей дошкольной организации создан Совет по инновациям. Это научно-методическое объединение педагогических работников. Основная цель Совета – развитие ДОО в инновационном режиме. Научным консультантом является Киркина Е. Н., кандидат филологических наук, доцент.
Методическая служба по организации правового воспитания дошкольника предусматривает разработку, апробацию и внедрение инноваций. Она направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи, содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Методической службой руководит старший воспитатель. Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи:
• Модернизация содержания и форм организации воспитательно-образовательного процесса;
• Апробация нетрадиционных подходов к проектированию опытно-экспериментальной деятельности;
• Разработка актуальных проблем по формированию основ правового сознания у дошкольников в разных сферах и видах деятельности;
• Апробация и внедрение в практику ДОО современных программ и технологий согласно теме эксперимента;
• Создание и апробация пакета документов для организации мониторинга качества опытно-экспериментальной деятельности;
• Создание базы данных передового педагогического опыта по теме эксперимента;
• Разработка информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
• Распространение передового педагогического опыта.
Работа в инновационном режиме начиналась с анализа педагогического потенциала воспитателей и специалистов. Вместе с тем была разработана система мероприятий с использованием достижений науки и передового опыта. Мы постарались создать оптимальные условия для реализации творчества педагогов при взаимодействии с детьми и семьей. Периодический мониторинг результативности инновационной деятельности позволяет корректировать работу методической службы.
В организации работы методической службы используются следующие подходы:
- личностно-ориентированный подход. Он обеспечивает полноту раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка;
- свободный выбор каждым педагогом образовательных программ и технологий;
- использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- своевременное устранение выявленных в ходе мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Центром методической службы является методический кабинет. Он ориентирован на оказание педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечение их непрерывного саморазвития, обобщение передового педагогического опыта и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций нашего детского сада, богатого творческого опыта. Он является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей. Старший воспитатель своевременно предоставляет информацию о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования. Повышение информированности воспитателей способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через педагогический совет.
На наш взгляд, главное в управлении методической службой - это обучение и развитие педагогов. Традиционная система не в состоянии обеспечить нашей образовательной организации ощутимые результаты, т. к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому, мы используем дифференцированный подход и задействуем внутренние факторы и механизмы самого педагога, которые способствуют его профессионально-нравственному развитию. Сегодня передовой опыт является движущей силой педагогической работы организации. Он позволяет коллективу решать задачи с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.
Педагог - главное действующее лицо всей работы. От его личной позиции, культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, а во многом и в семье. Воспитатель выступает как носитель и пропагандист социально-правового воспитания детей. В связи с этим возникает необходимость постоянного самообразования и повышения квалификации.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя разработаны индивидуальные варианты методической работы.
Наиболее эффективными формами повышения профессионального уровня мы считаем:
- курсовую подготовку;
- участие в работе творческих групп, клубов;
- участие в методических объединениях.
Старший воспитатель, организует и контролирует работу по самообразованию, которая относится к активным формам повышения квалификации, помогает педагогам выбрать тему, приоритеты, спрогнозировать результат.
Часто используются специальные ситуации методического развития воспитателей:
- «Выражение собственного мнения» :
- «Профессиональный диалог»;
- «Выбор приоритетов»;
- «Отказ от стереотипов»;
- «Критическая переоценка собственного опыта».
В методическом кабинете имеются модели вариантов методической работы : проблемные консультации, психологические тренинги, школа педагогического мастерства, психолого-педагогический практикум, школа молодого воспитателя, анализ конкретных ситуаций, методические находки и идей и многое другое.
Методическая служба требует разнообразия форм и сочетания их между собой. Мы не делим формы на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.
Наиболее эффективными формами и методами работы методической службы являются :
- консультации современного уровня;
- участие педагогов в нетрадиционных методических объединениях, социоигровых семинарах, педагогических советах в форме гостевых встреч, мастер-классах;
- организацию педагогических мастерских;
- создание временных творческих коллективов;
- подготовку стендовых докладов, авторских выставок;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций.
Казалось бы, что нового можно сказать о проведении консультаций? Вместе с тем при правильном подходе они принесут несомненную пользу. В подготовке консультации участвуют два-три педагога: они дополняют друг друга, помогают в подготовке наглядного и мультимидийного материала, а главное – они учатся работать на равных. Как можно шире используем наглядность при подаче материала: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». В работе методической службы применяются различные виды консультаций.
Не менее интересны нетрадиционные методические объединения.
1. Методический центр. На базе нашей образовательной организации проводит работу городской методический центр по проблеме «Краеведческие аспекты социально-правового воспитания детей дошкольного возраста». Один раз в месяц детский сад становится открытым пространством для старших воспитателей и воспитателей городского округа Саранск. Они имеют возможность посетить занятия педагога-экспериментатора, посмотреть мастер-класс, обсудить проблемы и находки. Так распространяется инновационный опыт.
1. Методобъединение - презентация. Педагоги подготавливают презентации инновационных находок и разработок (методических или дидактических пособий, методический подход и т. п.). Тип презентации определяет автор (стендовый доклад, мастер-класс, авторская выставка и т. п.); в ней может быть задействован не один человек, а группа педагогов, что более ценно. В процессе работы педагоги получают опыт публичного выступления и учатся отстаивать свою точку зрения.
2. Еще одна форма методического объединения, которую мы используем очень часто – мастер-класс. Эта форма предполагает комментирование демонстрации приёмов работы педагога-экспериментатора с детьми. Мастер-класс служит основой для распространения опыта.
Созданные творческие микро-группы и научно-исследовательские группы, функции которых определяются Положением, разрабатывают сценарии праздника, готовят детей к участию в общественных мероприятиях, организуют и проводят праздники.
Научно-исследовательские объединения занимаются решением более глобальных вопросов, связанных с научными исследованиями. На данном этапе педагогическим коллективом разработана программа для старших дошкольников «Изучаем свои права» и проекты «Я имею право на здоровье», «Я имею право на игру», «Я имею право на воспитание в семье», «Я имею право на отдых» и т. д.
Корректировать работу методических служб помогает мониторинг.
Критерии мониторинга разработаны творческой группой, обсуждены на Совете эксперимента и доведены до сведения всего педагогического коллектива. Учитывая, что инновационная деятельность является открытым развивающим пространством, результаты мониторинга доводятся до сведения участников воспитательно-образовательного процесса и родителей.
Материалы мониторинга используются для создания программы развития ДОО, перспективных планов, авторских программ и методик.
Работая в режиме эксперимента, педагог постепенно учится сам соотносить имеющиеся знания с поставленными на данном этапе условиями, а главное – с конкретными задачами.
Сегодня можно отметить наличие социального аспекта в воспитательно-образовательном процессе. Дети приобретают опыт работы в больших и маленьких группах, учатся распределять обязанности и выполнять их. Они подчиняются правилам и нравственным нормам поведения, заботятся о других и о себе. В общении формируется эмоциональные, познавательные и поведенческие отношения. Мы живём в обществе и всю жизнь проводим среди людей. И как это важно – научить детей общаться и понимать друг друга.
Уважаемые коллеги!
В заключение мне бы хотелось подчеркнуть, что экспериментально-методическая работа наиболее эффективна, когда организованна как целостная система, что становится возможным лишь тогда, когда весь педагогический коллектив работает по единой теме исследования