Юдина Наталья Владимировна
Финансовая грамотность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Финансовая грамотность дошкольников».
«Мам, хочу! Ну, пожалуйста, купи».
Как часто мы слышим в магазине детские просьбы: «Мам, хочу! Ну, пожалуйста, купи». И как часто в жизненной спешке родители вынуждены говорить детям «Нет!», зачастую заменяя объяснения причины отказа простой фразой «Нет денег». А что значит для ребенка «Нет денег»? Что такое вообще деньги и откуда они берутся? Почему нельзя купить ту вещь, игрушку, конфетку, если очень захотелось? Почему родители покупают в магазине то, что они хотят, а детям иногда отказывают? Да разве ребенку дошкольного возраста возможно объяснить, откуда берутся деньги, пояснить понятие «дорого – дешево»? Почему родители покупают продукты каждый день, а яркие и красочные игрушки в основном по праздникам? Кажется, что в дошкольном возрасте еще рано обсуждать с ребенком такие важные и сложные понятия как «Финансовая грамотность». Научить ребенка жить по средствам и разумно распоряжаться своими «финансами» — проблема, над которой ломают голову все родители. Каждые мама и папа мечтают, чтобы их дети никогда не узнали, что значит «считать последние копейки» или мучиться на ненавистной работе «ради денег».
Публикация «Финансовая грамотность дошкольников» размещена в разделах
В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам. И, конечно, дошкольная организация может помочь детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми. Это не значит, что нужно забивать голову ребенку сложными специфическими понятиями. В дошкольном возрасте финансовая грамотность – это воспитание у ребенка предприимчивости, трудолюбия, расчётливости и разумного поведения в отношении примитивных обменных операций, адекватной ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Ребёнок – дошкольник сам не освоит эту область, но если родители и воспитатели объединят свои усилия, он сможет приобрести доступные ему знания, что поспособствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, заинтересованности, понимания важности проблемы. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – теоритического и практического, может дать хороший результат в области их финансового воспитания и развития. Родители могут брать с собой детей в походы по магазинам. Идя в магазин, необходимо заранее спланировать покупки, составив список необходимого дома. Во время похода в магазин взрослые обсуждают стоимость покупки, сколько рублей необходимо, чтобы купить выбранные товары. Данный подход поможет дошкольнику связывать цифры на ценниках с реальными деньгами.
Некоторым детям в старшем возрасте дарят деньги на праздники или выделяют небольшие карманные деньги. Можно их, конечно, потратить сразу, купив какую-нибудь первую попавшуюся «безделушку». А можно завести ребенку копилку – это может быть обычная банка или коробка с надписью «Банк». Пусть ребенок сам погрузится в процесс накопления денег на важную покупку, а не поддастся первому желанию купить ненужную, но красивую вещь. Ребенка надо всегда хвалить и поддерживать в его стремлении сэкономить деньги и сохранить их для того, чтобы потратить на запланированное. В заключении хочется отметить, что финансовая грамотность — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не гонка за модой, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и экономике. Воспитание финансовой грамотности дошкольника невозможно без участия родителей, ведь семья – это реальная экономика, где ребенок не учиться жить, а живет. Важно обсуждать с детьми, почему деньги так важны в современном обществе, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Дошкольнику нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Ребенок и финансы – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все так, чтобы он был финансово грамотным.
Но в погоне за экономическим воспитанием нельзя забывать, что деньги - это лишь часть жизни, а не основная ее составляющая. Самыми главными отношениями должны оставаться человеческие!
Воспитатель высшей категории Юдина Наталья Владимировна
Село Кыра МБДОУ детский сад «Буратино»