Получи документы

Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях

Екатерина Карпунина-Ожеровская
Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях

Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях

В 2008 году Россия присоединилась к числу 26 стран, подписавших Конвенцию ООН о правах инвалидов. Этот международный документ меняет представление об инвалидности: не просто рассматривает ее как проблему социального вспомоществования, а сосредотачивается на вопросах соблюдения прав человека.

Перемены, происходящие в Российском обществе, в государственной политике по отношению к инвалидам, определяют изменения в деятельности всех видов учреждений, оказывающих услуги данной социальной группе общества.

Публикация «Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях» размещена в разделах

Дома ребенка – это первая ступень учреждений здравоохранения, в которых находятся дети-инвалиды, дети-сироты, имеющие различные нарушения. Контингент воспитанников домов ребенка достаточно разнообразен по характеру нарушений и отклонений в развитии. Различные аналитические обзоры состава воспитанников показывают, что 98% имеют нарушения в развитии органического или (и) функционального генеза.

Многочисленные исследования отечественных ученых и практиков (В. А. Доскин, Е. Т. Лильин, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, О. Г. Приходько. Р. В. Ямпольская и др.) показывают, что адекватно организованная ранняя диагностика и комплексная реабилитация и коррекция с первых месяцев и лет жизни, позволяют не только коррегировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупреждать появление вторичных нарушений, снизить степень социальной дезадаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, образования, степени интеграции в обществе.

За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию по отношению к детям-инвалидам. Суть этой стратегии заключается в следующем.

Любой ребенок, будь то глубоко умственно-отсталый или ребенок с нервно-психическими нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего дома ребенка. В связи с тем, что у воспитанников дома ребенка либо нет родителей, либо дети являются социальными сиротами, вся ответственность за развитие и воспитание воспитанников, «ложится на плечи» сотрудников дома ребенка. В доме ребенка необходим поиск современных нетрадиционных подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Таким подходом в нашем учреждении является система физкультурно-оздоровительной работы, гарантирующая сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также благоприятных и адекватных условий воспитания и развития.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого детского учреждения. В последнее время особый интерес вызывает работа с детьми раннего возраста со сложной структурой дефекта. Важной предпосылкой возникновения данного опыта является уменьшение числа здоровых детей. По данным Института возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% - хронические заболевания. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится актуальной.

Всем давно известно, что движение – это:

- врожденная, жизненно необходимая потребность человека;

- эффективное лечебное средство;

- познание окружающего мира;

- важное средство воспитания и общения.

Полноценное нервно-психическое развитие малыша невозможно без достаточного количества движений, которые являются одним из средств физического воспитания. Для этого ему нужно предоставить место, удобную одежду, предметы, которые бы побуждали к движению.

Работа Дома ребенка в нашей группе начинается с создания особого пространства со специальными условиями, в котором дети могут реализовать свою потребность в движении. Также, особое внимание мы уделяем оздоровительным мероприятиям, медицинскому и педагогическому контролю за развитием и здоровьем каждого ребенка.

В связи с тем, что воспитанники Дома ребенка – это дети со сложной структурой дефекта, дети ослабленные, часто болеющие, одним из приоритетных направлений деятельности нашей группы было решено выбрать физкультурно-оздоровительную работу. Поэтому коллектив педагогов 1 группы ГКУЗ ВО «Владимирский дом ребенка специализированный» взял на себя инициативу по разработке системы физкультурно-оздоровительной работы, реализация которой способствовала бы снижению детской заболеваемости, повышению двигательной подготовленности и развитию психофизических качеств дошкольников, а также повышению их интереса к занятиям физическими упражнениями.

В Доме ребенка созданы условия для успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы. Имеется зал ЛФКа, оснащенный стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарём, стандартная спортивная площадка; в групповых помещениях имеются зоны двигательной активности с разнообразным спортивным оборудованием и инвентарём.

По данному направлению мы углублённо работаем на протяжении нескольких лет, за этот период сложилась система проведения занятий по физической культуре и разработаны сценарии спортивных досугов, физкультурных праздников с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Создание и реализация системы физкультурных занятий и мероприятий, основанной на современных здоровьесберегающих технологиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

НОВИЗНА ОПЫТА

Новизна данного опыта заключается в разработке системы физкультурных занятий и мероприятий как элемента системы физкультурно-оздоровительной деятельности в работе с детьми 3-х-4-х лет с ограниченными возможностями здоровья, способствующей укреплению здоровья воспитанников, совершенствованию их физического развития, двигательной подготовленности и всестороннему развитию.

Элементы новизны прослеживаются в организации интегрированных физкультурных занятий, разработанных с учетом особенностей физического и психического развития воспитанников. Вариативной модели двигательного режима, разработанного в нашей группе с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Кроме традиционных форм работы в нё м представлены:

- физкультурные досуги (1 раз в месяц);

- гимнастика «Маленьких волшебников» - включает в себя точечный массаж и дыхательные упражнения;

- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е. Железнова);

- игры для коррекции зрения;

- увлекательная разминка – выполняется под музыкальное сопровождение, рифмованные загадки, где отгадками служат забавные подражательные упражнения;

- утренняя коррекционно – оздоровительная гимнастика;

- закаливание активное и пассивное ;

- проведение летних физкультурно-оздоровительных праздников, способствующих созданию у воспитанников позитивного отношения к своему здоровью.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

В основу данного опыта положены:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – которая реализуется педагогами дома ребенка.

- положения современной социально-оздоровительной технологии Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», которая органично сочетает в себе методики из различных отраслей науки (медицины, педагогики, социологии, практики (физического воспитания, организации деятельности, направленные на воспитание и внедрение здорового образа жизни в дошкольном учреждении;

- технология М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», синтезирующая различные виды деятельности, что способствует мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья;

- игровые технологии А. С. Галанова «Игры, которые лечат», которая основывается на формировании потребности в движениях через ведущую деятельность дошкольного возраста – игру.

- система работы по развитию основных движений детей раннего возраста «Малыши, физкульт-привет

- система инновационных технологий Психолого-педагогическая реабилитация воспитанников Дома ребенка. Худенко Е. Д., Приходько О. Г. и др.

В фундаменте системы физкультурно-оздоровительной работы – идеи представителей различных дисциплин:

- физиологов : А. А. Ухтомского и его учения о доминанте, Н. И. Бернштейна, сформулировавшего идею поуровневой организации движений и изучавшего динамику мышечных сил и иннервационной структуры двигательных актов,

- психологов: А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, которые разрабатывали вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и психологии движения,

- педагога, врача, теоретика физической культуры и спорта П. Ф. Лесгафта, разработавшего теорию физического воспитания. Основой физического развития он считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц, большое внимание придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребенка,

- педиатров и педагогов Е. А. Аркина и Ю. Ф. Змановского, которые занимались разработкой оздоровительных технологий, сочетавших в себе методики из различных областей науки и практики, направленных на внедрение здорового образа жизни в деятельность дошкольных учреждений.

Физическое развитие детей 3-х - 4-х лет жизни с ограниченными возможностями здоровья является важным для формирования у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, выработке потребности получения положительных эмоций. В связи с этим основное направление деятельности педагогов Владимирского дома ребенка специализированного - научить ребенка быть здоровым, воспитывать у него потребность в здоровом образе жизни.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Основная цель работы: сохранение здоровья и психофизическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи работы:

- укрепление здоровья детей;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и физической подготовленности детей в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья каждого ребёнка;

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

- выявление интересов, наклонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурных занятий и мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий.

Дом ребенка - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а также комплексную медико – психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим в нашей группе разработана и успешно функционирует система физкультурных занятий и мероприятий, направленная на реализацию комплекса оздоровительных, образовательных, воспитательных задач физического воспитания.

С целью успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста разработана вариативная модель двигательного режима (Приложение 1, которая включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

В работе применяем различные типы игр-занятий по физической культуре : традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные и другие, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности, двигательной активности.

Традиционными стали в доме ребенка проведение летних физкультурно-оздоровительных праздников, способствующих созданию у воспитанников позитивного отношения к своему здоровью.

Для успешного физического развития и оздоровления детей в доме ребенка созданы необходимые условия: зал ЛФКа, спортивная площадка на улице с парковой зоной. В каждой группе для двигательной активности детей оборудованы центры физической активности, которые находятся в доступном для детей месте и отвечают требованиям техники безопасности.

В практической деятельности используем следующие приемы повышения эффективности использования нестандартного физкультурного оборудования, инвентаря и раздаточного материала:

- создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий;

- размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий: таких, как ленты, мишени для ловли и бросания мячей;

- использование мобильного многофункционального игрового, спортивного, реабилитационного оборудования. Объединение его в определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и др;

- перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование;

- создание разных игровых зон для игр с мячом, с обручем, с мелкими геометрическими формами и др.

Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-х-4-х лет проводится с музыкальным сопровождением (фортепиано, музыкальный центр, имеется фонотека музыкальных композиций для организации двигательной деятельности: различных видов ходьбы и бега, выполнения общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, проведения подвижных игр, релаксации).

В группе разработаны различные картотеки: «Физкультурные досуги», «Комплекс эмоционально – стимулирующей гимнастики», «Подвижные игры для дошкольников», «Гимнастика пробуждения», «Гимнастика маленьких волшебников», «Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е. Железнова)».

С целью оздоровления воспитанников дома ребенка 3-4 лет, используем современные здоровьесберегающие технологии (Приложение 2, разработана система закаливающих мероприятий (Приложение 3, система профилактических мероприятий (Приложение 4).

Физическое развитие и воспитание детей в доме ребенка осуществляется под наблюдением медицинского и педагогического персонала, включающим:

- динамическое наблюдение за здоровьем и физическим развитием детей;

- медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребёнка;

- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, оборудованием, спортивной одеждой и обувью.

Педагоги 1 группы Дома ребенка проводят мониторинг здоровья и двигательной подготовленности по следующим направлениям:

- продвижение по группам здоровья, уровень физического развития;

- мониторинг двигательной подготовленности;

- контроль за «развитием движений и навыков», по картам НПР

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в нашей группе занимает важнейшее место :

- создан благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;

- созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении;

- реализуется комплекс закаливающих мероприятий;

- организовано разнообразное рациональное питание;

- организована психологом коррекционная работа с детьми в сенсорной комнате;

- рационально организована двигательная активность детей в течение дня;

- используется индивидуально-дифференцированный подход в играх, на занятиях, во время развлечений, самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Созданная и реализуемая в нашей группе система физкультурных занятий и спортивных досугов даё т положительные результаты:(анализ за последние два года) .

1. Создан благоприятный психологический климат – воспитанники с удовольствием посещают занятия. Дети эмоциональны, общительны, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми (мониторинг по картам НПР раздел - «поведение»).

2. Возрос уровень физического развития детей : за два года количество детей с низким уровнем физической подготовленности сократилось на 7%, с уровнем «ниже среднего» - на 8%, число детей в уровнем «выше среднего» выросло на 6%, а с «высоким» на 10%

3. Переход детей по группам здоровья незначителен.

4. Система физкультурно-оздоровительной работы позволяет вырабатывать у детей разумное отношение к своему организму, прививать необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливать наших воспитанников к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, способствует умению вести здоровый образ жизни.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Разработанная система физкультурных занятии и мероприятий может быть использована инструкторами по физической культуре, педагогами дома ребенка, старшими воспитателями для внедрения в воспитательно-образовательный процесс домов ребенка с целью создания условий для охраны и укрепления здоровья детей, всестороннего развития личности воспитанников, формирования привычки к здоровому образу жизни, интеграции деятельности воспитателей, специалистов домов ребенка по физическому развитию и оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей развивающихся в соответствии с физическими и нервно-психическими с возрастными нормами.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизниИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?»Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?» На третьем году жизни ребенок продолжает интенсивно знакомиться с окружающей действительностью. Он как неутомимый исследователь познает.

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Космос» Цели: Деть детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной теме. Продолжать формировать устойчивые представления.

Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни» Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"Для детей третьего года жизни.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях»Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Спортивная форма на физкультурных занятиях - это обязательное.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «ФЭМП у детей третьего года жизни» Протокол родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей третьего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях
Опубликовано: 27 июня 2022 в 13:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД