Получи документы

Физическое развитие и развитие двигательных навыков детей раннего возраста

Рябошапко Наталья
Физическое развитие и развитие двигательных навыков детей раннего возраста

Психология ребенка раннего возраста

Физическое развитие и развитие двигательных навыков

В период раннего детства, по мере того как тело меняет свои размеры, пропорции и форму, ребенок постепенно перестает выглядеть младенцем. Развитие костной системы детей сопровождается ростом их физической силы.

Публикация «Физическое развитие и развитие двигательных навыков детей раннего возраста» размещена в разделах

Изменение размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно с этим происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Его развитие способствует осуществлению более сложных процессов научения, разрешения проблем и употребления языка.

Наблюдая за тем, как и в какой последовательности дети проявляют свои навыки и умения, мы замечаем, что развитие полушарий мозга происходит не синхронно. Например, лингвистические способности начинают быстро развиваться в 3 года, и левое полушарие большинства детей, отвечающее за них, ускоренно растет именно в этот период. Созревание правого полушария в раннем детстве, напротив, идет более медленными темпами и несколько ускоряется в течение среднего детства.

Специализация полушарий головного мозга продолжается в течение всего периода детства и завершается в подростковом возрасте. Именно к концу периода раннего детства у детей окончательно вырабатывается предпочтение правой или левой руки.

В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику.

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия для дальнейшего освоения пространства.

К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любить лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Малыш хорошо чувствует ритм движений. Двигательная активность детей достигает пика к 2-3 годам.

Существенное значение в развитии ребенка этого возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. Тонкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.

Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с предметами-орудиями (чашка, ложка, совочек и т. д.). По сравнению с младенцами двухлетки являются поразительно умелыми существами, но им все равно еще только предстоит многому научиться.

По мере того, как у детей развивается мелкая моторика, они становятся все более самостоятельными при выполнении повседневных действий. Например, к 3 годам дети научаются самостоятельно надевать и снимать с себя простую одежду, они могут управлять с большими молниями правильно пользоваться ложкой.

Овладение этими навыками позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять творческие способности. Некоторые малыши пытаются освоить более сложные навыки, такие, например, как выполнение гимнастических упражнений.

Особенности общения и развитие речи

В раннем возрасте ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с родителями и другими членами семьи он постепенно овладевает нормативным поведением. Мир ребенка формируется под влиянием взрослых.

Огромное значение для развития ребенка раннего возраста имеет изменение форм его общения с взрослыми, которое происходит по мере его вхождения в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью [6, c.119]. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определено ситуацией. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Ребенок в возрасте от полутора до трех лет быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок таким образом открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении с теми, кто его окружает в этом возрасте. Именно в раннем возрасте ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания. Малыш уже умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии, чувство неудовольствия и не может переживать некорректного отношения к себе.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, и даже пытаются соревноваться.

К началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пралингвистическая знаковая система (мимика, улыбки, жесты, восклицания и т. д.). Такие значимые для общения образования формируются на врожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формой идентификации.

Элементарная знаковая система, которой владеет ребенок, превращается в стимул для ответной реакции взрослого, прежде всего матери, которая психологически настроена на идентификацию с малышом.

Особое значение для развития способности к идентификации приобретает освоение ребенком речи, умение использовать замещения и разнообразные знаки. Основное новообразование раннего детства связано именно с речью, благодаря чему ребенок по-новому, иначе оказывается связан с социальным окружением, чем младенец, то есть изменяется его отношение к той социальной единице, частью которой он сам является.

Речь выступает в функции сообщения, выступает как деятельность, связанная с людьми, внешняя и совместная - в форме диалога. Там, где речь выступает в коммуникативной функции, она связана с произнесением и говорением, проявляется в звучании.

В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В процессе развития дети быстро пополняют свой словарный запас, постепенно начинают пользоваться все более сложными грамматическими конструкциями и все чаще относятся к речи как к средству налаживания социальных связей. К 2,5 годам словарный запас составляет в среднем около 600 слов, причем примерно половина из них - глаголы. Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит к ребенку не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может по слову достаточно четко выполнять определенные действия при общении с одним человеком и не реагировать на те же слова, произносимые другим. В общении со взрослыми малыш правильно реагирует на слова, если они многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Позднее значение ситуации преодолевается и ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

Только на третьем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, он становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, старается понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи, даже если они труднодоступны по смыслу.

Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией. Речь является одним из важных каналов, позволяющих детям понять, кто они и как им следует относиться к другим людям. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются важным для маленького ребенка приобретением, которое дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит довольно медленно, он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их нечасто. Но после полутора лет ребенок становится инициативным, начинает постоянно требовать названия предметов, делает попытки произносить эти названия. И вскоре вопрос «Это что?» становится постоянным.

Поначалу речь ребенка мало похожа на речь взрослого, ее называют автономной, потому что ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые не пользуются («ням-ням», «нака», «бяка»). В детскую речь входят также искаженные слова, произведенные ребенком от настоящих слов.

При общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. В раннем детстве происходит и усвоение грамматического строя родного языка. К концу раннего возраста дети достаточно хорошо согласовывают слова в предложении.

Умственное развитие

Восприятие в начале раннего детства крайне несовершенно. Ребенок, на первый взгляд, хорошо ориентируется в окружающей его обстановке, узнает знакомых людей и предметы. Но узнавание может быть разным, опираться на выделение в предметах разных свойств и признаков. Годовалый ребенок не способен последовательно, систематически осмотреть предмет, выделяя из него только один признак, по которому предмет и узнается.

Дети второго года жизни узнают предметы на рисунках или близких на фотографиях, но они не воспринимают рисунки или фотографии как изображения предметов и людей. Для них изображенные предметы являются вполне самостоятельными. И если ребенок называет предмет и его изображение одинаково, значит они их отождествляет. Отождествление становится возможным потому, что в предмете и в изображении выделяется какая-либо одна деталь, которая привлекла внимание ребенка. Такая особенность воспринимать предметы проявляется и в безразличии ребенка к пространственному положению воспринимаемого изображения (дети часто безошибочно легко узнают перевернутые рисунки).

Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, который направлен на такие свойства предметов, как форма и величина. Интересно, что цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов.

Для того чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия, которые формируются в связи с овладением предметной деятельностью.

Когда ребенок учится выполнять соотносящее действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с формой, величиной, цветом, придает им определенное взаимное положение в пространстве. Внешние ориентировочные действия, направленные на выяснение свойств предметов, складываются у ребенка при овладении не только соотносящими, но и орудийными действиями. Например, пытаясь достать удаленный предмет и убедившись, что он не годится, ребенок стремится заменить его, соотнося удаленность предмета с длиной орудия.

От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действия ребенок переходит к зрительному их соотнесению. То есть ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Для ребенка двух-трех лет становится доступным зрительный выбор по образцу. Когда из двух различных по форме, величине или цвету предметов, он может подобрать точно такой же предмет. Таким образом ребенок начинает понимать, что существует много предметов, имеющих одинаковые свойства.

Ребенок в начале раннего детства при сравнении предметов любой из них использует в качестве образца, а на третьем году жизни хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов.

Знакомясь со свойствами разнообразных предметов ребенок накапливает запас представлений о свойствах предметов, что очень важно для его умственного развития.

Для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Ребенок третьего года жизни может усвоить представления о пяти-шести формах и восьми цветах.

В раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. В этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух, так как основная деятельность малышей связана с восприятием звуков в процессе речевого общения. Звуки разных типов начинают выделяться в слове и опознаваться ребенком в определенной последовательности (гласные, потом согласные). К концу второго года жизни, как правило, дети уже воспринимают все звуки родного языка.

Л. С. Выготский считал восприятие в раннем возрасте ведущей функцией, играющей доминирующую роль в развитии познавательной сферы ребенка. Все сознание ребенка этого возраста имеется только потому, что оно определяется деятельностью восприятия.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий.

Согласно теории Ж. Пиаже, дети активно конструируют свое понимание окружающей среды. Они строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, усердно постигают принципы функционирования мира. Они исследуют окружающий мир и впитывают новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. Сталкиваясь с чем-то знакомым, ребенок ассимилирует это. При встрече с чем-то новым он совершает аккомодацию, его мышление обретает способность принять и встроить новое знание в систему уже накопленного опыта.

Мышление маленького ребенка конкретно, направлено на то, что происходит «здесь и сейчас», а также на физические объекты, которые они могут легко представить.

Мышление маленьких детей часто необратимо, то есть развитие событий, образование связей идет лишь в одном направлении: они не способны представить себе, что какой-то объект может вернуться в первоначальное состояние или что связи между объектами могут быть двусторонними.

В раннем возрасте мышление эгоцентрично - ограничено рамками собственного восприятия ребенка, и потому он не способен принять во внимание точку зрения другого человека. По мнению Пиаже, дети сосредоточены на собственных образах и полагают, что все остальные видят мир так же, как они.

Мышление детей в этот период имеет тенденцию центрироваться на каком-то одном физическом свойстве или измерении объекта или ситуации. Маленькие дети плохо представляют себе причинно-следственные отношения.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений - мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщений создает усвоение речи. У детей раннего возраста название предмета иногда очень прочно связывается с его функцией. Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове.

Зарождение знаковой функции является условием появления воображения и развития памяти. Когда ребенок начинает устанавливать связь между заменителем и обозначаемым предметом, он приобретает возможность представлять себе то, о чем ему рассказывают или то, что изображено на рисунке.

Возникновение воображения имеет огромное значение для умственного развития. К концу раннего возраста ребенок часто сам стремится сочинять сказки, рассказы. Такое стремление, сама возможность «воображать» создает ситуацию выделения себя как источника воображения и проявляет в ребенке чувство своей самости, влияющее на развитие личности.

В этом же возрасте интенсивно развивается память - важнейший аспект когнитивного развития. Избирательное восприятие, способность классифицировать объекты и явления, общий переход к более сложным понятиям происходят вместе с созреванием и развитием процессов памяти, которые быстро изменяются в течение первых лет жизни.

За первые три года жизни ребенок осваивает действия, которые ориентируют его в собственной телесной активности в отношении к самому себе и к окружающему миру. В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Ребенок лучше всего запоминает собственные движения, действия и переживания, а, следовательно, в раннем детстве преобладают двигательная и эмоциональная память.

В раннем возрасте память полностью непроизвольна, ребенок не выполняет никаких специальных действий с целью запомнить или вспомнить что-либо. Запоминание является результатом общей пластичности нервной системы, мозга, свойственной для такого возраста.

Для запоминания имеет значение частота повторения действий (чем чаще повторяются слова способы общения и т. д., тем легче они запоминаются). На базе овладения действиями и языком, через социальные отношения появляются основания, которые обогащают и очеловечивают память. Именно в раннем детстве ребенок вступает на путь развития собственной человеческой памяти.

Специалисты сосредотачивают внимание на двух разных процессах. Узнавание - это способность определять, что мы ранее видели данное изображение или объект, переживали данную ситуацию. Воспроизведение - это способность извлекать из долговременной памяти воспоминания об объектах, которые в данный момент отсутствуют, или о событиях, которые в данный момент не происходят. Обычно дети довольно хорошо выполняют задания на узнавание, но их способность воспроизводить по памяти у трехлеток значительно слабее.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое развитие и развитие двигательных навыков детей раннего возраста
Опубликовано: 23 мая 2024 в 20:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическое развитие и развитие двигательных навыков детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Рябошапко Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД