Папки-передвижки

Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР

Алина Завьялова
Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида»

Муромцевского муниципального района Омской области

Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР

Автор: Завьялова Алина Николаевна, учитель-логопед

Публикация «Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Однако есть дети, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с ОНР.

Характеристика развития речи детей в норме

К моменту выпуска из детского сада ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей это сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии, но он многократно усложняется, если у детей наблюдается общее недоразвитие речи.

Устная речь детей седьмого года жизни в норме характеризуется несколькими структурными компонентами:

1. Фразовая речь

Активная речь детей достаточна развита : высказывания точны, логически последовательны, завершенны; фразы развёрнуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнениё и т. д. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.

2. Понимание речи

Дети различают изменения значений слов, вносимых флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор. Образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т. д.

Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их.

Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.

Принимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения.

3. Словарный запас

В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддерживать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

Умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснить значения слов.

4. Грамматический строй

Правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

5. Звукопроизношение

Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детими к четырем годам.

Дети седьмого года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, в середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).

В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.

6. Слоговая структура слов

Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми, со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

7. Фонематическое восприятие

Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие-глухие, твердые-мягкие пары звуков, свистящие-шипящие и т. д., устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т. д.

8. Связная речь

На седьмом году жизни связная речи становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний.

В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; рассказывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших худ. произведений, просмотренных фильмов. Могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Передавать содержание картинок по памяти; рассказать не только о том, что увидели, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Характеристика детей с ОНР

Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в использовании сложных предложений, не пользуются подчинительными союзами; их высказывания чаще носят фрагментарный характер; понимание обращенной речи затруднено, недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не всегда понимают вопросы косвенных падежей (Чем? Кому? С кем? и др.); словарный запас значительно беднее; допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными, в употреблении предлогов, в ударениях и падежных окончаниях; трудно проходит процесс автоматизации поставленных звуков, характерны нестойкие замены; слоговая структура слов нарушена на уровне 4-5-сложных слов, допускают сокращения, перестановки, замены звуков и слогов; с ошибками определяют место звука в слове, испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов;

при составлении рассказов и предложений требуются словесные или изобразительные подсказки, пользуются длительными паузами и короткими фразами, речевая самостоятельность низкая.

Пятилетние дети с ОНР, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т. п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например, водопроводчик, перекресток и т. п.

Наряду с указанными речевыми особенностями, для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем : они трудно восстанавливают порядок предметов или картинок после их перестановки, не замечают неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы, геометрические фигуры или слова по заданному признаку. Например, не могут показать на листке только квадраты или только красные фигурки.

Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости их движений. Артикуляция звуков речи происходит, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки между собой или с неподвижными зубами и небом. Нарушение артикуляции приводит к их дефектному произношению, а часто и общей невнятности, смазанности речи.

Связь пальцевой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. Если движения пальцев соответствуют возрасту, установили они, речь соответствует возрасту. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения неточные, плохокоординированные. Многие держат ложку в кулаке либо с трудом берут правильно кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т. п.

Словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. (Зимой дома тепло, потому что нет снега.)

Все перечисленные процессы тесно связаны с речью, и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. В частности это касается словесно-логического мышления и внимания.

Выделяют несколько степеней нарушения речи:

ОНР I степени — полное отсутствие речи. Этот уровень специалисты называют безречевым. То есть ребенок пытается изъясняться лишь при помощи жестов, младенческих лепетных слов, мимики, мычания. Такой способ общения может наблюдаться при олигофрении, но в данном случае отличительной чертой является довольно большой объем пассивного словаря у ребенка. То есть он понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы.

ОНР II степени характеризуется зачаточным состоянием речи. Для общения используются искаженные слова, которые, однако, складываются в простые предложения. Слова могут изменяться в разных грамматических формах, но происходит это нечасто. Активный словарный запас ограничен, высказывания обычно состоят из простого перечисления предметов и действий, плохо согласованных между собой или не согласованных вовсе. При этом ребенок имеет проблемы с выговариванием многих звуков. Иногда ОНР I степени II связано с задержкой психического развития (ЗПР).

III степень ОНР отличает довольно развернутая речь с неправильным построением предложений и согласованием слов. Дети идут на контакт, общаются, но чаще делают это в присутствии родителей, которые в случае необходимости выступают «переводчиками». Однако предложения строятся уже довольно сложные, хотя подчас и с неправильным согласованием. Произношение звуков имеет трудности, иногда один звук может заменять несколько разных. На фоне довольно пространной речи сильно заметно недоразвитие всех частей языковой системы — лексической, грамматической и фонетической.

При IV степени ОНР нарушения компонентов речи присутствуют, но выражены незначительно. То есть звукопроизношение характеризуется сложностями с сонорными, шипящими и свистящими. Не очень обширен словарный запас, имеются проблемы с грамматическим построением фраз.

Причины возникновения общего недоразвития речи

У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.

Внутренние:

• Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.

• Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.

• Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению минимальной мозговой дисфункции.

• Наследственность.

Внешние:

• Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.

• Отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье, няня-иностранка и т. п.).

Учебно-педагогическую работу, с данной категорией детей ведут логопед и два воспитателя, в условиях речевой группы, но актуальной проблемой на сегодня является - большое количество детей с ОНР в массовых детских садах, и отсутствие нужных специалистов в ДОУ. Поэтому, перед образовательными организациями встает острый вопрос – как помочь каждому ребенку.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологические особенности детей 2–3 лет» Психологические особенности детей 2-3 лет До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный.

Консультация для родителей «Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста» Малыш раннего возраста уникален. Его возрастные и психологические особенности отличаются от особенностей младшего, среднего и старшего дошкольного.

Консультация «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

Консультация для родителей «Психологические особенности детей 4–5 лет» Психологические особенности детей 4-5 лет Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни,.

Презенатция «Психологические особенности детей с нарушениями голоса» Влияние голосовых расстройств на формирование личности ребенка, на его психическое и речевое развитие зависят от времени появления дефекта.

Консультация «Психологические особенности детей с туберкулезной интоксикацией» 1 сл. В настоящее время ситуация по туберкулезу во всем мире является крайне напряженной - ежегодно в мире заболевает 9 млн. человек, из.

Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения Дети дошкольного возраста, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей.

Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического.

Родительское собрание на тему «Психологические особенности детей 5–6 лет жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Родительское собрание в старшей группе.

Родительское собрание в старшей группе «Психологические особенности детей 5–6 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Родительское собрание в старшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 15 июня 2018 в 12:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД