Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения

Плотникова Елена
Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения

Дети дошкольного возраста, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности. Это сказывается на поведении в дорожной среде.

При ознакомлении с новыми предметами у ребенка 3-4 лет сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. Вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности. Память носит непроизвольный характер. Наиболее прочно и точно запоминаются объекты или слова, как результат восприятия, когда образы или явления эмоционально окрашены.

На подсознательном уровне происходят практически все процессы активности мозга у детей 4-5 летнего возраста. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие дорожной среды непосредственно. Действия ребенка подчинены быстро меняющимся замыслам. Попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать на яркую, привлекательную машину, но не на ту, которая представляет опасность. Ребенок 4-5 лет ориентируется в происходящем на расстоянии 5 метров. Действия, происходящие на большом расстоянии, ему очень трудно заметить и оценить.

Благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка 5-6-лет увеличиваются возможности проследить события, которые совершаются на расстоянии 10 метров. Поле зрения в данном возрасте настолько мало, что составляет десятую часть поле зрения взрослого человека.

У ребенка дошкольного возраста наблюдается неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга быстро истощаются и наступает состояние утомления и рассеянности.

Непредсказуемость и импульсивность в поведении ребенка обусловлена стремлением играть в любой ситуации. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений,переполняется эмоциями: удивляется, радуется и совсем не обращает внимания на опасность дорожной среды. Не понимая опасности движущегося транспорта, ребенок может побежать за мячом, появиться неожиданно на самокате, велосипеде, и так далее.

В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, он очень легко теряется и впадает в состояние безысходной опасности. Торможение в нервной системе ребенка, тем сильнее, чем труднее ситуация.

Ребенок дошкольного возраста плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Дошкольнику трудно определить с какой стороны поступают звуковые сигналы. Он не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.

Ребенок не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, подойдя к краю проезжей части.

Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно ребенок дошкольного возраста принимает решение, так как теряется и не знает что делать. Именно поэтому, дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, взрослые всегда должны держать его за руку.

Родителям необходимо с самого раннего возраста объяснять своему ребенку как нужно себя вести на проезжей части и постараться привить ему навыки безопасного поведения на дороге. Наибольший авторитет в глазах ребенка имеет родитель. Именно к их словам прислушиваются в первую очередь дети. Одних слов недостаточно. Залог успеха в воспитании - личный пример. Не позволяйте себе при ребенке нарушать правила дорожного движения. Ведь главной обязанностью взрослых является сохранение жизни и здоровья детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по правилам дорожного движения «Путешествие медвежонка в страну правил дорожного движения» Конспект непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения на тему: «Путешествие медвежонка в страну правил.

Конспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель занятия: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление,.

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель: Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Задачи: • закреплять знания.

Консультация для родителей «Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста» Малыш раннего возраста уникален. Его возрастные и психологические особенности отличаются от особенностей младшего, среднего и старшего дошкольного.

Психологические особенности детей среднего возраста Мы "Непоседы" - очень дружные, веселые ребята. Любим играть, заниматься, читать и веселиться! Мы ребята как ребята Только слышим - пострелята.

Родительское собрание в старшей группе «Особенности обучения детей правилам дорожного движения» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк» г. п. Чегем Родительское собрание в старшей группе «В» «Знайки» «Особенности.

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе «Путешествие по станциям дорожного движения» Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие по станциям дорожного движения».

Презентация проекта по правилам дорожного движения во второй младшей группе «Правила дорожного движения» Актуальность проекта: Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с.

Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптацииПсихологические особенности детей раннего возраста в период адаптации Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации. Адаптация - это приспособление организма к новым социально значимым.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей старшего возраста» Выступление на родительском собрании: «Возрастные особенности 5-6 лет» Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения
Опубликовано: 7 марта 2018 в 15:03
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 ноября. День Марса на МААМ

1 ноября 1962 года с космодрома «Байконур» к «красной планете» устремился первый в истории человечества космический корабль – советская межпланетная автоматическая станция «Марс-1». Связь с ней удалось...

1 ноября. День лисы

Героине народных сказок, лисе-кумушке, лисе-голубушке, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка играми и занятиями на лисью тему.

Фотоотчёт занятия «Страна правил дорожного движения» в старшей группе
27 октября 2020 года в наше ДС "Родничок" прошла НОД "Страна правил дорожного движения". Изучали с детьми правила дорожного движения в игровой форме. В...
Мастер-класс по аппликации из природного материла «Украсим блюдо» с детьми средней...
Цель: формировать умение составлять симметричный узор на овале, используя природный материал. Задачи: - учить располагать природный материал в центре и...
Конспект занятия по пластилинографии в средней группе «Ветка ели и сосны»
Конспект занятия пластилинография в средней группе "Ветка ели и сосны" Цель: создание условий для изображения из пластилина веток ели и сосны Задачи:...