Елена Кольб
Фольклор как средство духовно-нравственного развития младших дошкольников. В помощь молодым воспитателям и родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания младших дошкольников.
В помощь молодым воспитателям и родителям.
Цель:Посредством УНТ развивать у детей эстетический вкус,нравственность,патриотизм.
Публикация «Фольклор как средство духовно-нравственного развития младших дошкольников, В помощь молодым воспитателям и родителям» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Фольклор,по словам Калугина В. "есть педагогический опыт,уже накопленный веками,сбережённый каждым народом как одно из самых величайших духовных своих богатств".Действительно,Фольклор-это целая педагогическая система,в которой заложены все необходимые формы развития речи,музыкальных способностей,образного мышления,трудовых навыков,эстетических и нравственных идеалов. Всё это облачено еще и в художественную форму,где простым и доступным языком повествуется о добре и зле,о правде,храбрости,трудолюбии. Знакомя детей с поговорками,пословицами,сказками,мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям. Благодаря фольклору,ребёнок легче входит в окружающий мир,усваивает представления о красоте и добре,учиться сопереживать и сочувствовать,впитывает то,что является духовным наследием народа. И чем младше ребёнок,тем естественнее и легче усваивается материал. Всё начинается с поэзии пестования-колыбельных песен,пестушек и потешек. Древнерусское слово"баять" означает не только "говорить",но и "заговаривать".Колыбельные песни-это обереги,основанные на магической силе слова и музыки,на их способности успокоить,уберечь. У 3-4летних детей нервная система очень неустойчивая,дети легко перевозбуждаются. В своей работе я часто использую прослушивание колыбельных песен перед сном,для создания определённой атмосферы,а также иногда и во время сна включаю эти песенки,создавая очень тихий музыкальный фон. Деткам очень нравятся не только русские народные колыбельные, но и песни других народностей:белорусские,украинские,даже неаполитанские. Все они очень напевные,нежные.
В основе многих ритмических и пальчиковых гимнастик лежат русские народные игры-припевочки, потешки:"Потягушечки,подрастушечки","Ладушки","Сорока-Белобока"и др. -всё это великолепный материал еще и для развития координации движения у детей,развития речи. Недаром скороговорки называют"народной логопедией".С удовольствием детки обыгрывают всевозможные потешки"Идёт коза рогатая","Заинька,попляши!".Разве не является это первыми предпосылками детского театра?Нравственное воспитание у детей формируется и за счёт регулярного прочтения народных сказок,а ёще больше малыши любят смотреть эти сказки на фланелеграфе,или с использованием различных видов театра.
Почти все детские сказки основаны на нравоучении,но сказочный дидактизм здесь выражен без назойливой морализации,ненавязчиво. Смысл сказок очень прост:нельзя одному выходить на улицу,может подстерегать опасность("Кот,лиса,петух",нужно быть терпеливым (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")
Пословицы и поговорки -сокровищница народной мудрости,неписаные законы жизни. Их уместно употреблять там,где назревает подходящая ситуация.
У фольклора есть и еще одно замечательное качество. Он помогает установить добрые,доверительные отношения между воспитателем и ребёнком,наладить эмоциональный контакт. Знание и использование произведений УНТ окрашивает речь взрослого,делает её образной,яркой,интересной,что несомненно привлекает внимание детей. Под текст всевозможных потешек малыши с удовольствием умываются,засыпают,обедают. Жизнь ребёнка наполняется новыми красками.
h4] Для написания статьи была использована следующая литература:[/h4]
"Гуси-лебеди. Фольклор для детей. "-М. ,1990
"Использование фольклора в развитии дошкольника"-С. -П. -2013