Папки-передвижки

Фонематический слух — основа правильной речи

Жукова Людмила
Фонематический слух — основа правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Самые распространённые трудности – со звуками. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.

Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

Публикация «Фонематический слух — основа правильной речи» размещена в разделах

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом – том», «бочка – почка», коза – коса»…

Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.

Для начала, потренируйтесь с ребенком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.) и только потом нужно приступить к формированию четких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия, как гласные, согласные (звонкие, и глухие, мягкие и твердые) звуки.

Для развития фонематического слуха вам помогут игровые упражнения.

Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Игры на развитие фонематического слуха :

1. «Поймай звук»

Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А» : О-У-А-И-Э…

Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

2 «Повтори за мной»

Попросите ребё нка повторить за вами звуки:

А-О-И, И-У-Ы, …

И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …

АО, ИУ, ЫА, УЭ…

АО - ИУ, ЫА - УЭ…

3. «Назови одинаковый звук в словах».

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – ребенок должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.

4. «Назови первый звук в слове».

Взрослый показывает игрушку (картинку, например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон, затем показываем игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просим «Назови первый звук в слове».

5 «Назови последний звук в слове».

Взрослый показывает игрушку (картинку, например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чё тко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ… Затем показываем игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просим «Назови последний звук в слове».

6 «Придумай имя (слово»).

например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…

7 «Отвечай, не торопясь».

Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.

- Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К. (кукла, кубики, карандаши, книга.);

- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина);

- Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.

8 «Собери слово».

Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук,

К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

9 Разбери слово.

Взрослый предлагает ребё нку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…

Уважаемые родители! Вскоре Вы заметите, что Ваш ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.

Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Слово — речи основа» Деловая игра «Слово - речи основа»1. Подберите, как можно больше, прилагательных к слову «язык». 2. Напишите к данным словосочетаниям синонимы:.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Фотоотчёт. Логопедическая квест-игра «Острова Правильной речи»Фотоотчёт. Логопедическая квест-игра «Острова Правильной речи» Цели: Обобщение и систематизация знаний детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года. Создать оптимальные условия.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для родителей «Фонематический слух и как его развивать» Консультация для родителей: «Фонематический слух и как его развивать» Фонематический слух начинает развиваться с рождения. В процессе формирования.

КВН «Путешествие по стране правильной речи»КВН «Путешествие по стране правильной речи» КВН «Путешествие по стране правильной речи»Цель: совершенствование правильной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развивать.

Сценарий праздника правильной речи в старшей логопедической группе «Семейный КВН»Сценарий праздника правильной речи в старшей логопедической группе «Семейный КВН» Праздник правильной речи в старшей логопедической группе «Семейный КВН» Цель логопедического досуга: Повышение уровня коррекционно-педагогической.

Сценарий праздника правильной речи «Здесь водятся волшебники!»Сценарий праздника правильной речи «Здесь водятся волшебники!» Оформление музыкального зала: на центральной стене – название «ЗДЕСЬ ВОДЯТСЯ ВОЛ-ШЕБ-НИ-КИ!», подзаголовок «Праздник правильной речи»,.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фонематический слух — основа правильной речи
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 11:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фонематический слух — основа правильной речи» (включая файлы) размещена пользователем Жукова Людмила (УИ 1326302) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД