МААМ-картинки

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников

Ольга Левичева
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением бывает связана с недоразвитием фонетико – фонематического слуха при отсутствии снижения слуха.

Публикация «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников» размещена в разделах

Недоразвитие фонетико – фонематического слуха вызывает затруднение слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок как бы не улавливает различия в звучании сходных звуков (С – З, С – Ц, Р - Л и другие). По этой причине слова типа МИСКА – МИШКА и ЛАК – РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые.

Если положить перед таким ребенком две картинки, на одной из которых нарисован МИШКА, а на другой изображена МИСКА, и попеременно их называть, то ребенок не сможет показать соответствующую картинку. Он будет показывать картинки наугад, вопросительно поглядывая при этом на взрослого и не зная, чего от него хотят. При этом ребенок хорошо понимает разницу в значении слов, о чем говорит полное исчезновение затруднений в показе картинок при малейшей подсказке.

Так, если попросить ребенка показать ПЛЮШЕВОГО МИШКУ и СИНЮЮ МИСКУ, то он сразу и без труда справится с заданием, ориентируясь на значение подсказывающих слов – ПЛЮШЕВЫЙ и СИНЯЯ.

Ребенок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то есть эти звуки кажутся ему одинаковыми. У такого ребенка нет стимула к совершенствованию своего произношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению с С) артикуляцией звука Ш, поскольку произношение СУБА вместо ШУБА кажется ему правильным и полностью его устраивает.

Эта форма нарушения звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет СУБА вместо ШУБА. Так формируется дизграфия – патологические ошибки письменной речи. В этих случаях широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребенку уточнить звуковой состав записываемых слов, дает прямо противоположный результат.

Однотипные трудности возникают и при чтении, так называемая дислексия. Таким образом в этих случаях на основе одного своевременно не устраненного нарушения речи появляются еще и новые.

Очень важно вовремя заметить, может ли ребенок различать сходные звуки речи на слух. Нормально развивающийся ребенок уже к двум годам способен дифференцировать на слух все звуки речи. Только благодаря этому он в раннем возрасте может различать такие сходные по звучанию слова, как ПАПА, МАМА, БАБА.

Если ребенок не может правильно показать, на какой из картинок нарисован МИШКА, а на какой МИСКА, то он не сможет самостоятельно овладеть правильным произношением звука Ш и нуждается в специальной помощи.

Если в ходе проверки выяснится, что замены звуков в устной речи ребенка связаны с их неразличением на слух, то нужно будет позаботиться о развитии у него фонетико – фонематического слуха.

Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в звучании сходных звуков. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Например, звук З можно отождествлять с писком комара, Ж с жужжанием жука, С со свистом, Ш с шуршанием листьев под ногами и тому подобное. Очень помогает прослушивание чужой и собственной речи, записанное на магнитофон.

Система преодоления фонетико – фонематических нарушений включает в себя следующие разделы:

1. Развитие ручной моторики и артикуляторного аппарата.

2. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.

3. Формирование интонационной выразительности речи.

4. Формирование восприятия устной речи.

Публикации по теме:

Фонетико-фонематическая логосказка «Цыплёнок Цып. Звук [Ц]» Цели: закрепление произношения звука [Ц], развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа, составления и чтения слов.

Фонетико-фонематическая логосказка для детей подготовительной к школе группы «Мышка Лола и мышонок Лёня. Звуки [Л] и [Л’]» Цели: дифференциация звуков [Л] и [Л’] на слух и в произношении; развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа.

Фонетико-фонематический логорассказ для детей подготовительной группы «Зоя. Звук [З]» Цели: закрепление произношения звука [З], развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа, составления и чтения слов из.

Фонетико-фонематический логорассказ «Соня и Сима. Звуки [С] и [С’]» Цели: дифференциация звуков [С] и [С’] на слух и в произношении; развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Автор публикации:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 12:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД