Папки-передвижки

Формирование активного словаря ребенка

Наталья Жук
Формирование активного словаря ребенка

Как формировать активный словарь ребенка

Разговаривая с малышом, надо следить, чтобы речь была четкой, выразительной. Недопустимо так называемое сюсюканье, когда взрослые искажают слово, как бы подражая несовершенству детского произношения.

Приемы, используемые для развития речи в этом возрасте, разнообразны. Полезны поручения что-то принести или сказать другому члену семьи, попросить у него что-нибудь.

Публикация «Формирование активного словаря ребенка» размещена в разделах

Большое место в развитии речи на протяжении всего второго года жизни должно занимать подражание словам и выражениям, произносимым взрослым. Подражание — основной способ развития речи у маленького ребенка : назвать заинтересовавшего ребенка пестрого петушка и предложить малышу повторить: «Скажи, Петя-петушок». Малыш тянется за игрушкой, но вы отстраняете ее и предлагаете: «Скажи, дай Петю».

С конца первого года можно использовать для развития пассивной и активной речи рассматривание картинок; сначала показывать картинки, изображающие отдельные, хорошо знакомые ребенку предметы, называть их и предлагать ему повторить это название. Когда малыш научится узнавать изображение на одной картинке, добавить вторую, показать одновременно две картинки. Пусть он выберет одну из них и назовет ее. Постепенно увеличивать количество картинок до 7-8. После этого можно использовать картинки, изображающие понятные ребенку действия : купание, кормление и т. п.

Полезно использовать также игру «Чудесный мешочек». Эта игра проходит так: подготовить несколько знакомых игрушек (корову, собаку, петушка и т. п.) и положить их в мешочек. Затем их поочередно вынимать. Каждую показать и назвать — подражать лаю собаки, мычанию коровы, пению петуха. При этом показ игрушек сопровождать игровыми действиями. При повторении игры ребенок теперь действует сам: достает игрушку из мешочка, называет ее. Если он затрудняется назвать предмет, спросить его: «Что у тебя в руках?», «Как твоя собачка лает?»

Малышу вполне доступна и очень нравится игра-шутка «Еду-еду». Сидя на руках у взрослого, он вслушивается, как тот нараспев приговаривает:

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

По ровной дорожке,

По ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По рытвинам, по рытвинам,

Сани разлетелись…

И в яму бух!

Соответственно ритму стиха ребенка качают на коленях сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. При последних словах как бы опрокидывают его на спину. Малыш смеется и слово бух говорит вместе со взрослым.

С детьми в возрасте от 1,5 лет можно проводить разнообразные занятия по развитию речи.

Ребенок уже умеет рассматривать картинки, поэтому проводят игры по типу парных картинок, на которых изображены знакомые ему предметы (мяч, зайчик, кукла, часы, кошка и т. п.). Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку.

Затем спрашивает: «Что у тебя на картинке?» Малыш отвечает: «Киса». A вот назвать куклу он затрудняется. Здесь необходима помощь взрослого: надо назвать изображаемый предмет и предложить ребенку повторить : «Куклу зовут Катя». Он легко произносит: «Катя».

Когда ребенок рассмотрел и назвал картинку, можно предложить ему отыскать точно такую же среди других, разложенных на столе. Ему, конечно, не сразу удастся выполнить задание правильно. Иногда малыш берет ту, которая ему больше понравилась. Не беда! Пусть он ответит, что изображено на картинке. А затем снова напомнить: «А теперь отыщи такую же, как у тебя». Если он затрудняется, надо помочь ему: придвинуть поближе нужную картинку, положить ее рядом с той, которая у ребенка была в руках. Пусть сравнит, убедится, что они одинаковые, и назовет ее.

Слово начинает сопровождать детскую деятельность: играет с куклой или возит машину и свой замысел комментирует вслух: «Сейчас я тебя покачаю и спою песенку». Или: «Приехали, приехали! Остановка…» Играя со строительным материалом или рисуя, ребенок часто дополняет свою деятельность словом. «Это мост», — говорит малыш, прилаживая кирпичик к кирпичику. «Нет, это не мост, это железная дорога». Слово, которым ребенок сопровождает свою деятельность, как бы компенсирует отсутствие еще не сформировавшихся навыков.

К концу третьего года жизни ребенок овладевает некоторыми элементами речевой культуры. Он свободно общается с окружающими при помощи речи, знает свои имя и фамилию, имена мамы, папы, близких. Если он ходит в детский сад, то воспитателей и няню называет по имени и отчеству.

Благодаря постоянному речевому контакту с малышом, он приучается свободно вступать в разговор не только с мамой, папой или бабушкой, но и с незнакомыми ему взрослыми, со сверстниками, у ребенка появляется способность отвечать на вопросы взрослых и самому обращаться к ним с вопросами. Он легко овладевает вежливой формой речи, если слышит такой же образец от взрослых. Надо учить его благодарить, здороваться и прощаться, приветливо произнося слова : спасибо, здравствуйте, до свидания.

Нельзя забывать и об эмоциональной выразительности речи малыша. Надо учить его разговаривать со взрослыми, отвечать на их вопросы с приветливым выражением лица, спокойно и внятно произнося слова.

Публикации по теме:

Презентация «Как разговаривать с ребенком? Приемы активного слушания» Многие эксперты, говоря о воспитании и образовании дошкольников, младших школьников, подростков и трудных детей, используют термин «активное.

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.

Фоторепортаж «Центр активного отдыха»Фоторепортаж «Центр активного отдыха» Остаётся не так уж много времени, чтобы порадоваться и насладиться зимними забавами и увлечениями. Успеть, в последние морозно-весенние.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Занимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителямиЗанимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителями Известно, что тесное взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного функционирования дошкольного учреждения в решении задач обучения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование активного словаря ребенка
Опубликовано: 4 января 2020 в 22:21
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД