Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Любовь Федорченко
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством привлечения педагогического ресурса семьи в педагогический процесс.

Аннотация: в статье раскрывается необходимость привлечения потенциала семьи в процесс духовно-нравственного воспитания у дошкольников перед поступлением в школу.

Ключевые слова: дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, педагогический ресурс семьи.

Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст – это «период формирования духовно-нравственного потенциала и активного всестороннего развития личности ребенка» [1, с. 296]. Модернизация российского образования, принятый ФГОС поставил вопрос о повышении качества образования. Система образования «нацелена на развитие всесторонне развитой, активной и творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям окружающей жизни и принимать креативные решения» [1, с. 297]. Дошкольное учреждение стало первой ступенью непрерывной системы Российского образования потому, что проблема формирования у дошкольников духовно-нравственных качеств, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой.

Среди наиболее важных задач, выдвигаемых обществом в социальном заказе, стоят вопросы духовно-нравственного воспитания детей. Это формирование у дошкольников уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. В свете этого главной задачей педагогов является воспитание у детей духа ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира. Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных, каких-либо навыков, но и решать задачи духовно-нравственного воспитания.

Для обеспечения возможности привлечения педагогического ресурса семьи в процесс духовно-нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ имеются необходимые условия. Собраны картотеки народных пословиц, поговорок, песенок и потешек о родном крае. Составлены картотеки народных игр. Краеведческий материал содержит геральдические сведения о Белгородской области и городе Белгороде, элементы народных костюмов и т. д. Мини-библиотеки содержат детские книги о добре, взаимовыручке, труде и т. д.

Работа осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями.

Критерии и показатели духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Критерии:

1. Когнитивный компонент (представления – о нормах и правилах поведения детей – о способах поведения)

Показатели:

1. Знает и называет нормы и правила поведения; понимает их регулятивное значение; знает способы бесконфликтного поведения – характер преставлений (конкретность, обобщенность); осознанность; полнота ответов; аргументированность.

Критерии:

2. Поведенческо-деятельностный компонент (умения – воспринимать и понимать содержание, логику развития ситуаций взаимодействия людей (сверстников); прогнозировать развитие ситуации, предвидеть ее результаты и последствия).

Показатели:

2. Умеет прогнозировать ситуацию, предвидеть ее результаты; понимает логику развития ситуации; ориентируется в настроениях, эмоциональных состояниях партнера, замечает их, соотносит с ситуацией поведения; координирует свои действия с действиями товарища; осознанность; инициативность; самостоятельность; устойчивость.

Критерии:

3. Эмоционально-ценностный компонент (духовно-нравственные качества личности).

Показатели:

3. Исследовательский подход в решении поисковых задач; стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи; обращенность на отдельные стороны духовно-нравственной деятельности; проявление умений вступать в диалог по поводу духовно-нравственного развития.

Таким образом, эффективность привлечения педагогического ресурса семьи в духовно-нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста будет возрастать при создании следующих условий:

структурировании программного содержания духовно-нравственного развития;

создании развивающей РППС;

привлечении педагогического ресурса семьи в духовно-нравственное развитие;

организация интегрированного взаимодействия детского сада и семьи.

Список литературы:

1. Александрова Л. М. Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании до- школьников на народных традициях // Концепт. – 2015. – Т. 8. – С. 296–300.

2. Андреева О. Н. Современные формы работы с семьей / О. Н. Андреева, Н. Ю. Фесенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdou56.beluo31.ru/ wp-content/uploads/2020/09/Статья-Андреева-О. Н. -Фесенко-Н. Ю. Современные-формы-работы- с-семьей11гр. 2020.docx

3. Бузарова Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Бузарова,

Т. Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2015. – №3. – C. 149–159.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 11:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД