Хакимова
Формирование двигательной активности детей дошкольного возраста с РАС посредством методов сенсомоторной коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройства аутистического спектра являются актуальной проблемой не только в современной детской психиатрии. Изучение аутизма привлекает все большее внимание исследователей и врачей общей практики. Это связано с высокой распространенностью детей с заболеванием, что подтверждается данными исследований и отражается в документах медицинской статистики.
Публикация «Формирование двигательной активности детей дошкольного возраста с РАС посредством методов сенсомоторной коррекции» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Двигательная активность ребенка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Многим детям с аутизмом свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности, в результате этого своевременно не формируется контроль над двигательными актами, страдает пространственная ориентировка, стереотипии ходьба на цыпочках, незнание детьми отдельных частей тела, трудности в понимании инструкции и имитации движений.
Нарушения двигательной сферы ведут к недостаточности социального взаимодействия, взаимной коммуникации. Дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, нуждаются в специально организованных занятиях, направленных на коррекцию и развитие двигательной сферы.
Благодаря развитию представлений о себе и своих возможностях ребенок способен усваивать основные способы самообслуживания, выделять, понимать и осмысливать события своей жизни, строить отношения с другими людьми.
Решение этой задачи тесно связано с физическим развитием ребенка: формированием его двигательного статуса, нормализацией нарушенных функций, освоением пространства и др. Интерес ребенка к собственному телу, активизация чувствительности, т. е. реального ощущения своего тела обеспечиваются различными способами сенсорной стимуляции : массажем, элементами адаптивной физической культурой (АФК) с использованием тренажеров, прыжками на батуте, катанию на лыжах. Сенсорная стимуляция оживляет ощущения ребенка, способствует активизации движений, коррекции их нарушений. Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощником в социализации личности.
Проблема реабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС)очень актуальна в настоящее время. Учитывая, что при отсутствии лечебно-коррекционной работы более чем в 70 % случаев детского аутизма наблюдается глубокая инвалидность, то это положение не требует особых доказательств [5].
Термин «расстройство аутистического спектра» был введен L.Wing, (1976)– спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Для таких детей разработано множество методов коррекционной помощи. Большая роль в них отводится адаптивной физкультуре.
Сниженный психофизический тонус, присущий детям с РАС негативно влияет на их двигательные способности и физическое развитие. У них слабо развиты навыки по владению собственным телом, отмечаются плохой контроль за скоростью, силой и равновесием, трудности включить все тело в единый процесс движения. Они не знают, что физически умеют делать и как могут двигаться.
В связи с этим в реабилитацию и обучение вводятся такие приемы, как развитие пространственных представлений и самопознание, которые направлены на формирование у ребенка «схемы тела». Благодаря развитию представлений о себе, своих возможностях, развитию крупной моторики ребенок способен усваивать основные способы самообслуживания, выделять, понимать и осмысливать события своей жизни, строить отношения с другими людьми.
Отечественные психологи в 1990-1997 годах разработали метод сенсомоторной коррекции. Этот метод упоминается еще как метод замещающего онтогенеза. В данный момент метод широко применяется и становится все более популярным, т. к. даёт хороший коррекционный эффект в работе с детьми с РАС.
Сенсомоторная коррекция – это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, и воздействий на тело ребёнка, позволяющий развить проблемные, отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе комплексного обследования.
Развитие головного мозга происходит поэтапно. Существует определённая последовательность развития мозговых структур. Сначала формируются базовые (сенсомоторные) функции, а потом на них надстраиваются более сложные - высшие психические функции: мышление, речь, память, внимание, восприятие. Сенсомоторная коррекция необходима детям с РАС, у которых повышенный или пониженный мышечный тонус, гиперактивность или, наоборот, чрезмерная медлительность, нарушения координации движений и ориентации в пространстве и во времени, быстрая утомляемость, проблемы с речью, вниманием, памятью или другие трудности.
Решение этих задачи тесно связано с физическим развитием ребенка: формированием его двигательного статуса, нормализацией нарушенных функций, освоением пространства и др. Интерес ребенка к собственному телу, активизация чувствительности, т. е. реального ощущения своего тела обеспечиваются различными способами сенсорной стимуляции : массажем, упражнений на развитие координации, упражнения на билатеральную интеграционную систему, элементами АФК с использованием тренажеров, прыжками на батуте. Сенсорная стимуляция оживляет ощущения ребенка, способствует активизации движений, коррекции их нарушений. Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощником в социализации личности