Мария Хворостова
Формирование финансовой грамотности у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:
именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т. д.);
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей 5–6 лет» размещена в разделах
это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста. В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
В качестве средства формирования основ экономической культуры лучше всего использовать дидактические игры. Когда дети играют, они даже не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Чтение сказок, заучивание пословиц, воспитывает лучшее моральные качества.
Логические задачи способствуют легкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги. Взаимодействие с родителями
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или наоборот нехватка денег. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно. Тогда как в детском саду деятельность детей построена на игре. Дети здесь тоже «покупают», но это игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Все начинается с семьи, так как в ней формируется детское мировоззрение, приобретается опыт. Поэтому для сотрудничества с родителями о оказания им помощи при реализации данного проекта планируется работа с родителями:
- проведение родительских собраний: «Дети и деньги», «Семейный бюджет и ребенок», «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»;
- анкетирование, консультации, памятки, советы психолога;
- рекомендации для родителей по финансово-экономическому воспитанию детей в семье. Интересные сказки по финансовой грамотности «Один заработанный рубль»
Эта белорусская сказка имеет и другое название — «Свои деньги». Главный герой — ленивый сын, который не хотел работать и все время спал на сеновале. Однажды отец сказал ему, что пора самому зарабатывать деньги. Парень опечалился и заплакал.
Мать пожалела его, тайком дала металлический рубль и предложила сыну пойти погулять где-нибудь, а вечером отдать деньги отцу. Парень так и сделал. Отец не поверил и бросил рубль в огонь. Понял сын, что отца не проведешь, и отправился искать работу. Весь день он копал, рубил дрова, и в конце дня принес домой свой заработок. Когда отец снова бросил деньги в огонь, парень в страхе подбежал и стал доставать их из печного жара. И этот поступок доказал отцу, что монеты действительно были заработаны.
Вывод. Сказка учит ценить деньги и понимать, что достаются они тяжелым трудом, поэтому нельзя их тратить бездумно. В сюжете прочитывается и урок для родителей: не нужно баловать детей и поощрять в них лень, иначе из них вырастут потребители, которые и во взрослом возрасте будут жить за счет папы и мамы. «Буратино». Сюжет этой популярной сказки известен многим, поэтому пересказывать его полностью нет нужды. Чтобы формировать у деток финансовую грамотность, важно, чтобы они осознали смысл эпизода, в котором Буратино закапывает деньги на поле в Стране Дураков.
Напомним, что мальчик встречает лису Алису и кота Базилио, которые рассказывают ему о чудесном месте. Если в полночь там зарыть деньги, из них вырастет денежное дерево, на котором вместо плодов будет висеть множество монет. Доверчивый Буратино следует совету, а кот и лиса поджидают момент, чтобы выкопать золотые и забрать их себе.
Вывод. Сказка учит детей не доверять мошенникам и не вкладывать деньги в сомнительные авантюры. Прежде чем делать инвестиции, нужно убедиться в надежности финансового учреждения, оценить риски, посоветоваться со специалистами, чтобы самому не оказаться в «стране дураков». Также не стоит хвастаться своим богатством, поскольку всегда найдутся люди, которые захотят заполучить его обманным путем. Маруф-башмачник»
Сказки цикла «Тысяча и одна ночь» давно завоевали популярность. «Маруф-башмачник», одна из них, рассказывает о бедном башмачнике, который сбежал от своей сварливой жены и был перенесен джинном в далекую страну. Здесь он познакомился с купцом, который посоветовал Маруфу представиться богатым торговцем и всем говорить, что вскоре в город прибудет его караван со множеством товаров.
Местные купцы поверили ему и стали давать взаймы деньги, которые Маруф щедро раздавал бедным. А каравана все не было. Тогда люди стали возмущаться и требовать от башмачника возврата долгов. Впоследствии благодаря джинну и его дарам Маруф смог вернуть долги и даже жениться на дочери правителя. Вывод. В сказке джинн спас Маруфа от кредиторов, но в реальности такая ситуация может обернуться плачевно. Обсуждая этот эпизод с детьми, нужно говорить о том, что нельзя безгранично занимать деньги и брать кредиты, ведь по ним придется платить. Долги, не возвращенные своевременно, разрушают дружбу и отношения, ведут к проблемам с законом и другим ограничениям.