Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством дидактических игр

Анастасия Дубовая
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством дидактических игр

В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. Связано это с тем, что финансовая грамотность выступает как глобальная социальная проблема, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.

Финансовая грамотность представляет собой умение к управлению собственными доходами и расходами, принятие правильных решений по распределению денежных средств и грамотному их приумножению [1].

В дошкольных образовательных учреждениях сегодня уделяется внимание вопросу формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основной целью является создание условия для формирования представлений об основных экономических категориях как аспекта экономического воспитания детей дошкольного возраста [3].

Для формирования финансовой грамотности у дошкольников можно использовать различные дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой такую целенаправленную деятельность, когда каждый участник решает главную задачу и ориентирует свое поведение на положительный результат или выигрыш [2].

Мы предлагали детям поиграть в игру «Необходимые товары». В игре могут участвовать от 2 до 6 участников. Основная ее цель заключается в обучении дошкольников покупке товара первой необходимости, воспитании умения сдерживать собственные желания в приобретении товара.

Материалом для игры были карточки, которые разделены на 6 полей, где в 4 полях располагался товар первой необходимости, а в 2 остальных – изображения сладостей и игрушки, а также набор денежных купюр, фишки в виде корзинок.

Воспитатель выполняет роль родителя и говорит ребенку о том, что у него нет разменных денег и дает 1 тысячу игровых рублей, но напоминает, что это последние деньги и до зарплаты нужно еще прожить неделю. Взрослый просит купить только продукты первой необходимости. Дети получают деньги, идут в магазин и покупают товары, складывают их в корзинку (фишками закрывается товар на игровом поле). Продавец считает стоимость купленного товара и дает сдачу покупателю. Если ребенок купил один товар не первой необходимости, то продавец дает ему сдачу 200 или 100 рублей, если купил два таких товара, то сдачу не дает вовсе. Потом осуществляется анализ покупок: воспитатель с дошкольниками обсуждает, что нужно было купить в первую очередь, что нужно для семьи. Затем вспоминают, какие продукты нужны на каждый день. А потом считают, хватит ли оставшихся денег до следующей зарплаты как просил родитель.

Также предлагали игру «Капитал», ее цель – познакомить детей с возможностью приумножать свой «капитал». Для игры понадобились фишки, выполняющие роль денег, копилка и банк. Дети были разделены на две команды, где каждый участник получил фишку – деньги. Одна команда положила деньги в копилку, а другая в банк. К банке за каждый 5 фишек начислялась еще 1 фишка. Задачей детей было вычисление дохода команды.

Дидактическая игра «Потребность – возможность» направлена на формирование умение к приобретению товара согласно желанию, потребностям и возможностям. Для этой игры потребовались картинки или предметы с ценовым обозначением, фишки - «деньги». Перед дошкольниками воспитатель раскладывал товары из разных категорий. У детей была определенная сумма денег в руках. Предлагалось выполнить такое задание: Друг пригласил на день рождения, что можно купить ему на эти деньги в подарок?

Дидактическая игра «Какой товар лишний?» помогает закрепить представления у детей о понятии «товар». Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

Игра «Дорого – дешево» направлена на то, чтобы – познакомить с понятиями «дороже/дешевле». Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

Дидактическая игра «Потребность – возможность» связана с формированием представлений об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Игра «Запланированная покупка» предложена для того, чтобы сформировать у детей понятие «список покупок». Каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

Игра «Что откуда берется?» предполагает формирование у дошкольников представлений о производстве товаров. Предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое?

Дидактическая игра «Сдача» предполагает формирование умения делать первичные экономические расчеты. У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее. Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

Очень интересная дидактическая игра «Осознанный выбор», направленна на формирование умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям. Каждый ребенок выбирает 3-4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит?

Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется.

Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить.

Например: «У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»

Таким образом, использование дидактической игры для развития финансовой грамотности у дошкольников является эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование представлений об основных экономических категориях, а также делающим данный процесс интересным и увлекательным. Воспитатель должен подбирать дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями, потребностями, возможностями детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности : учебное пособие/авт. - сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М. : Просвещение, 2016. 272 с.

2. Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет». Невтеюганск, 2019. 90 с.

3. Ханова Т. Г., Прокофьева Н. М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1(21). С. 25-31.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 10 августа 2022 в 16:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. День глобуса на МААМ

В перечень главных открытий географии, изобретение глобуса входит как одно из основных и весомых достижений. Этот момент стал знаковым в истории развития науки, так как позволил расширить знания людей об...

5 октября. День учителя

 Дорогие учителя — педагоги дошкольного, среднего, высшего и профессионального образования! В свой профессиональный праздник вы слышите много теплых и душевных слов благодарности и восхищения. Это день...


Горячие темочки