Ольга Шачкова
Формирование фонематических процессов посредством исследования неречевых звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонематических процессов через исследование неречевых звуков.
Шачкова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед
МБДОУ Детский сад «Светлячок»
Города Оса
Пермского края
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушением письма и чтения). Развитие речи, включающее умение четко произносить слова, строить предложения, - одна из насущных проблем, стоящих перед родителями и дошкольным учреждением.
Публикация «Формирование фонематических процессов посредством исследования неречевых звуков» размещена в разделах
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонематической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).
Одной из ступенек на пути формирования фонематических процессов является исследование детьми неречевых звуков через игры, которые способствуют познавательному интересу дошкольников. Вместе мы знакомились с удивительным миром звуков, который нас окружает. Попробовали посидеть в темноте и обнаружили, что тишина это вовсе и не тишина, потому что вся наполнена звуками.
Детям была предложена проблема: можно ли с помощью предметов воспроизводить звуки шагов человека, шуршание листьев, скрип снега …
Так появился проект исследовательской деятельности «Волшебный мир звуков» над которым более углублённо я работала с одной из воспитанниц.
Вместе с родителями Арина ходила в библиотеку, читала о звуках в интернете, дома и в детском саду экспериментировала, получая, звуки из обычных вещей и придумывала, на что это похоже.
А еще мы узнали, что звуки могут лечить, например, тихий шелест листвы, журчание ручья, пение птиц и другие звуки природы успокаивают человека, снимают стресс. Поэтому лучший отдых от городского шума - это пребывание на природе, прогулки по лесу.
Мы выяснили, что есть речевые звуки, которые мы не только слышим, но можем сами произносить. И не речевые, которые появляются вокруг нас с помощью неживых предметов. Так с помощью шуршания фантиков, мы воспроизводили звуки шуршащих листьев, когда дули в горлышко стеклянного пузырька, то все узнали вой вьюги, хрустом крахмала в пакете - снежный хруст, а при сжимании резиновой игрушки без свистка, получился звук, похожий на фырканье ежа,.
С помощью таких превращений нам удалось придумать целое звуковое представление!
Предлагаю вашему вниманию историю про Машу. Однажды Машенька вышла погулять. Вспомнила, как они с Мишей в снежки играли и отправилась к нему в гости, но заблудилась в лесу. Прислушалась она: птица поет, ветка хрустнула, дятел по дереву застучал, ветер пробежал по макушкам деревьев. А когда она услышала тяжелые шаги, то испугалась и притворилась, что спит. Но, к счастью, это были шаги ее друга Миши. Отнес он девочку домой, а по дороге рассказал, почему нельзя одной по лесу гулять.
Все результаты наших исследований были представлены на муниципальном конкурсе исследовательских работ дошкольников и оценены дипломом второй степени. Так же данный опыт был озвучен на 17 краевой детской учебно-исследовательской конференции дошкольников и младших школьников «Я и мир вокруг меня»
Исследовательская деятельность не только вызвала познавательный интерес, но и поучаствовала в развитии речи ребенка через рассказ о полученном результате.
Научившись узнавать и различать неречевые звуки, дети более успешно оперируют речевыми звуками, а это положительно влияет на формирование звукопроизношения, слоговую структуру слова и соответственно на лексико – грамматические представления. Все это является предпосылками для успешной учебной деятельности.