Марина Ковалёва
Формирование фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Знакомство с представлением о слове. I часть».
ЗАДАЧИ:
Обучающие : - Познакомить со звучащим словом, дать понятие о том, что слово обозначает предмет, действие;
- формировать умение детей самостоятельно подбирать слова, развивать умение слышать произносимые слова;
- упражнять в подборе определений к предмету, логически правильно подбирать слова с определенной рифмой;
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
Публикация «Формирование фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей 4–5 лет» размещена в разделах
- развивать слуховой, зрительный, гнозис;
- развивать мелкую моторику.
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: предметы: матрешка, зайка, машинка, кукла, мишка; «волшебная»
палочка, два зайца разного размера, тетрадь (на каждого ребёнка,
простые карандаши (на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой Психогимнастика. «Ветер дует на.».
Педагог начинает игру словами:
- Ветер дует на того, у кого светлые волосы, (все светловолосые собираются в одну кучку)
- Ветер дует на того, у кого, у кого есть сестра (брат).
- Ветер дует на того, кто очень любит сладкое. И т. д.
Педагог разнообразить вопросы, варианты могут быть различными, учитывается состав группы.
ХОД.
I. Мотивация.
- Ребята, посмотрите сколько игрушек у нас сегодня.
На столе разложены различные предметы: матрешка, зайка, машина, кукла,
мишка.
- Таня, возьми матрешку и поставь ее на подоконник.
- Гриша, подойди к столу, возьми машину и поставь ее на стул.
- Лера, возьми мишку и посади его в машину.
- Рита, подойди к столу, возьми куклу, покачай ее.
- Валера, возьми зайку и посади его на полку, в шкаф.
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия (ОО «Речевое развитие»).
1. В различных местах дети разложили предметы по заданию педагога.
Игра «Поезд». Названия игрушек - это названия, станций, на которых
останавливается поезд.
- Поиграем в игру «Поезд». Я буду машинист, а вы - пассажиры, (дети имитируют движение поезда, стук колес гудок; около игрушек - поезд останавливается).
- Остановка. Станция «Матрешка»; следующая станция «Зайка», (и т. д. поезд останавливается перед каждой игрушкой-станцией, педагог четко произносит название).
- Вспомните названия станций, на которых мы останавливались (дети называют остановки).
- Найдите предметы с такими названиями, покажите и еще раз назовите.
- Вы правильно назвали все предметы, сказали много слов; слово обозначает предмет, его действие (что делает, признак (какой предмет).
- Слова бывают тихие, звонкие, ласковые, грустные.
- Сегодня мы с вами будем придумывать новые слова. 2. К/У «Волшебная палочка, подскажи»
Педагог и дети рассматривают предметы в комнате. У педагога «волшебная» палочка. Он дотрагивается палочкой до предмета, называет его тихо, громко: коробка, книга, карандаши, стакан.
- Повторите название предмета за мной, как это сделала я.
- Проследите, около какого предмета останавливается «волшебная» палочка. Назовите этот предмет.
Дети называют разные предметы, находящиеся в комнате тихо, громко: коробка, книга, альбом, карандаши, доска.
- Вы очень хорошо называете предметы и произносите слова. 3. К/У «Подбери слова»
Педагог показывает двух зайцев - большого и маленького.
- Кто это? Что можно сказать про них? (один большой, другой маленький).
- Как можно ласково сказать про маленького зайца? (зайчик, зайчонок, заинька, малыш.)
- Вы придумали, подобрали хорошие, ласковые слова, повторите их еще раз. (по выбору педагога ребенок повторяет слова).
III. Физ. Минутка (ОО «Физическое развитие»).
Девочки и мальчики (руки на поясе)
Прыгают как мячики, (ритмические прыжки)
Ножками топают (топот ног)
Ручками хлопают (хлопки).
Глазками моргают (руки на поясе и ритмичное моргание глазами)
После отдыхают (руки вниз, расслабленные).
IV. К/У «Доскажи словечко, (игра с мячом) (ОО «Речевое развитие»)
- Послушайте стихотворения, доскажите то слово, которое я не сказала,
запомните эти слова.
- Наша Таня громко плачет уронила в речку. (мячик)
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке. (лапу)
- Зайку бросила хозяйка
под дождем остался. (зайка)
- Серый волк в густом лесу встретил рыжую. (лису)
- Верещунья, белобока,
- А зовут ее. (сорока)
- Водичка, водичка, умой мое. (личико)
- Назовите слова, которые я пропустила.
V Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие»).
- Соедини точки прямыми линиями по образцу:
VI. Итог (ОО «Речевое развитие») :
- Вы правильно называли предметы, сказали много разных слов.
- Вспомните, какие слова мы говорили про маленького зайца, назовите их.
- А теперь встаньте в кружок, протяните друг другу руки, пожмите их, посмотрите друг другу в глаза, и повторите за мной слова:
Мы все дружные ребята,
Мы ребята — дошколята.
Пусть всем будет хорошо.
Будет радостно, светло.