МААМ-картинки

Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение).

Марина Николаевна Дьяченко
Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение).

Гендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Усвоение одной из этих ролей начинается в тот момент, когда рождается ребенок и звучит вопрос «Мальчик или девочка?»

Детям несложно увидеть, как гендерные роли исполняются взрослыми, и таким образом узнать, какого поведения общество ожидает от девочек или мальчиков. Несмотря на то, что сейчас границы между ролями становятся нечеткими, дети по-прежнему могут заметить, что взрослые женщины (как мама, часто работают дома, в то время как взрослые мужчины (как папа, ходят на работу и зарабатывают деньги. Если оба родителя зарабатывают деньги, дети могут обратить внимание на то, что они, как правило, делают совершенно разную работу. А еще дети узнают, что труд мужчины оценивается выше, чем труд женщин.

Публикация «Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение),» размещена в разделах

Дети замечают, что общество ожидает разного поведения о мужчин и женщин. От мужчин ожидается, что они будут вести себя агрессивно, эмоционально более сдержанно. В противоположность мужчинам, женщины призваны подчиняться, быть эмоционально более экспрессивными.

Эти полоролевые стереотипы влияют на взаимодействие родителей с детьми. Например, родители разговаривают с мальчиками и девочками по-разному. Они и по-разному с ними играют. Дети ведут себя согласно ожиданиям взрослых. Уже с полутора лет у них можно заметить различия в поведении, обусловленное полоролевыми стереотипами. В три года они предпочитают играть в компании детей своего пола.

В среднем, трехлетние девочки более зависимы, чем их ровесники мальчики. Они более склонны просить помощи, цепляться за родителей и просить одобрения. В три года дети могут точно объяснить, кто такой мужчина и кто такая женщина. Однако граница их классификации- довольно размыта.

Анатомия в этом возрасте еще не принимается в расчет. Как же формируется понятие гендерной идентичности? Некоторые исследователи считают, что знание о том, какого ты пола, является фундаментальным и связано со строением нервной системы ребенка. Другие полагают, что дело в воспитателе, который, зная, какого пола ребенок, воспитывает его соответствующим образом, из чего ребенок и делает вывод о том, кто он- мальчик или девочка.

«Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М. А. Панфилова).

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам при организации различных занятий, начиная с трехлетнего возраста, позволяет формировать у них гендерную устойчивость с учетом современных достижений психологии и педагогики.

Однако организация жизнедеятельности в детском саду осуществляется женщинами воспитателями, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого, или напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействии с девочками. Возникает противоречие между необходимым дифференцированным подходом к воспитанию детей разного пола и современной системой воспитания, которая не отводит места в их социализации.

Большинство используемых в настоящее время методик и технологий обучения и воспитания дошкольников рассчитаны на некую среднюю личность – ребенок, дети. Жизнь протекает в «бесполом» режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг не строятся с учетом пола. В предметно-развивающей среде, как правило, недостаточно игрушек для мальчиков, преобладают «девчоночьи» материалы и пособия.

Формирование у детей гендерной принадлежности – важная задача в области социализации. Появление данного личностного качества невозможно без определенного интеллектуального развития ребенка.

Необходимо учить педагогов ДОУ отталкиваться в развитии современных девочек и мальчиков от их первичной социализации: выяснять, где родился ребенок, кто его воспитывает, какие требования в семье, с кем он любит играть; и в то же время не умалять личного участия матери и отца в воспитании сына или дочки – это позволяет обеспечивать малышу эмоциональную, социальную защиту и адаптацию, формирует ролевое поведение. С этой целью педагоги-психологи должны проводить диагностическое обследование, наблюдение за детьми в сюжетно ролевых играх, анкетирование родителей.

Изучение гендерных установок у детей 3-4 лет показало: знают свою половую принадлежность 100% девочек и мальчиков; девочки предпочитают играть с девочками, а мальчики – с мальчиками. Когда вырастут, хотят стать: мамой, папой, капитаном, начальником и т. д. Наблюдение проводили за детьми в сюжетно-ролевых играх.

Именно в сюжетно-ролевой игре дети могут открыто демонстрировать свои гендерные предпочтения, отражать значимую социальную среду. Содержание игр детей младшего дошкольного возраста – знакомые бытовые действия людей. Круг этих действий ограничивается знаниями малышей окружающем мире. Все, что увидели у себя в семье, девочки и мальчики пробуют воспроизвести в игре.

Результаты проведенного анкетирования показали: положительно рассматривают гендерное воспитание в детском саду – 52, 4%, отрицательно – 4,2%.

Результаты анкетирования родителей выявили, что чаще воспитанием детей занимается мама – 63%, папа – 6%, оба – 31%. Большинство родителей думают, что воспитывать девочек и мальчиков нужно по-разному.

Анализ ситуации выбора проведенный с детьми показал, что дети не стремятся взаимодействовать с представителями противоположного пола, а если интерес к ним и наблюдается, то кратковременный. Поэтому необходимо выстраивать так образовательную деятельность, чтобы мальчики и девочки больше общались друг с другом.

Этот возраст наиболее сенситивен для формирования коммуникации между детьми – у них появляются интерес к сверстникам и желание общаться. Девочки и мальчики 4-5 лет стремятся играть вместе.

Для полноценного развития маленького ребенка необходимо сотрудничество взрослых, педагогов и родителей.

Малыш, живущий в благополучной семье, в спокойной обстановке, незаметно сам учится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик, видя мужественного отца, подражает ему, девочка становится женственной, как мама. И делают они это без особых наставлений. Наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, ребенок не будет предпочитать одного из родителей.

Наблюдая за детьми в детском саду, хочу отметить, что лучше будет, если мальчику объяснить, почему девочка так себя ведет. А девочкам рассказать про мальчиков. Необходимо создавать среду для игр с равными возможностями как для девочек, так и для мальчиков. Гендерный подход реализовать на занятиях, в других видах взаимодействия взрослых и детей (режимные моменты, партнерская деятельность в свободное время, игра и т. д.).

Необходимо уделять внимание совместной деятельности ребенка с родителями своего пола. Таким образом, происходит обучение на примере родителей, которое можно назвать содействием. Активно привлекать мужчин – пап, дедушек: для участия в занятиях и родительских встречах.

Психологизация образовательного процесса позволит обеспечить психолого-педагогический характер образовательной работы с детьми, производить учет возрастных индивидуальных особенностей дошкольников, создавать необходимые условия для психического становления личности каждого ребенка.

Любой ребенок – продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. Не вызывает сомнений, что поведение человека не может сформироваться под влиянием только одного из этих начал. Поскольку семья является основным посредником социализации в обществе, родители, воспитывая детей, должны учитывать как их интересы, так и потребности общества.

Хотя биологические основы половой идентичности закладываются еще до рождения, половые роли и половая идентичность претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека. Поло ролевая социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь, в ходе которого взаимодействия биологических факторов и меняющейся среды может приводить порой к неожиданным поворотам в судьбе.

Автор статьи педагог-психолог МБДОУ №160 Дьяченко Марина Николаевна.

Публикации по теме:

«Применение гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»«Применение гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Проблема воспитания и обучения мальчиков и девочек в соответствии с полом (гендерный подход) в физическом воспитании - для меня сегодня.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе «Магазин» с учетом гендерного воспитания Сюжетно-ролевая игра в средней группе “Магазин” с учетом гендерного воспитания. Программное содержание: Закреплять знания о труде работников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение).
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 10:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД