МААМ-картинки

Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение).

Марина Николаевна Дьяченко
Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение).
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Усвоение одной из этих ролей начинается в тот момент, когда рождается ребенок и звучит вопрос «Мальчик или девочка?»

Детям несложно увидеть, как гендерные роли исполняются взрослыми, и таким образом узнать, какого поведения общество ожидает от девочек или мальчиков. Несмотря на то, что сейчас границы между ролями становятся нечеткими, дети по-прежнему могут заметить, что взрослые женщины (как мама, часто работают дома, в то время как взрослые мужчины (как папа, ходят на работу и зарабатывают деньги. Если оба родителя зарабатывают деньги, дети могут обратить внимание на то, что они, как правило, делают совершенно разную работу. А еще дети узнают, что труд мужчины оценивается выше, чем труд женщин.

Публикация «Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение),» размещена в разделах

Дети замечают, что общество ожидает разного поведения о мужчин и женщин. От мужчин ожидается, что они будут вести себя агрессивно, эмоционально более сдержанно. В противоположность мужчинам, женщины призваны подчиняться, быть эмоционально более экспрессивными.

Эти полоролевые стереотипы влияют на взаимодействие родителей с детьми. Например, родители разговаривают с мальчиками и девочками по-разному. Они и по-разному с ними играют. Дети ведут себя согласно ожиданиям взрослых. Уже с полутора лет у них можно заметить различия в поведении, обусловленное полоролевыми стереотипами. В три года они предпочитают играть в компании детей своего пола.

В среднем, трехлетние девочки более зависимы, чем их ровесники мальчики. Они более склонны просить помощи, цепляться за родителей и просить одобрения. В три года дети могут точно объяснить, кто такой мужчина и кто такая женщина. Однако граница их классификации- довольно размыта.

Анатомия в этом возрасте еще не принимается в расчет. Как же формируется понятие гендерной идентичности? Некоторые исследователи считают, что знание о том, какого ты пола, является фундаментальным и связано со строением нервной системы ребенка. Другие полагают, что дело в воспитателе, который, зная, какого пола ребенок, воспитывает его соответствующим образом, из чего ребенок и делает вывод о том, кто он- мальчик или девочка.

«Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М. А. Панфилова).

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам при организации различных занятий, начиная с трехлетнего возраста, позволяет формировать у них гендерную устойчивость с учетом современных достижений психологии и педагогики.

Однако организация жизнедеятельности в детском саду осуществляется женщинами воспитателями, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого, или напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействии с девочками. Возникает противоречие между необходимым дифференцированным подходом к воспитанию детей разного пола и современной системой воспитания, которая не отводит места в их социализации.

Большинство используемых в настоящее время методик и технологий обучения и воспитания дошкольников рассчитаны на некую среднюю личность – ребенок, дети. Жизнь протекает в «бесполом» режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг не строятся с учетом пола. В предметно-развивающей среде, как правило, недостаточно игрушек для мальчиков, преобладают «девчоночьи» материалы и пособия.

Формирование у детей гендерной принадлежности – важная задача в области социализации. Появление данного личностного качества невозможно без определенного интеллектуального развития ребенка.

Необходимо учить педагогов ДОУ отталкиваться в развитии современных девочек и мальчиков от их первичной социализации: выяснять, где родился ребенок, кто его воспитывает, какие требования в семье, с кем он любит играть; и в то же время не умалять личного участия матери и отца в воспитании сына или дочки – это позволяет обеспечивать малышу эмоциональную, социальную защиту и адаптацию, формирует ролевое поведение. С этой целью педагоги-психологи должны проводить диагностическое обследование, наблюдение за детьми в сюжетно ролевых играх, анкетирование родителей.

Изучение гендерных установок у детей 3-4 лет показало: знают свою половую принадлежность 100% девочек и мальчиков; девочки предпочитают играть с девочками, а мальчики – с мальчиками. Когда вырастут, хотят стать: мамой, папой, капитаном, начальником и т. д. Наблюдение проводили за детьми в сюжетно-ролевых играх.

Именно в сюжетно-ролевой игре дети могут открыто демонстрировать свои гендерные предпочтения, отражать значимую социальную среду. Содержание игр детей младшего дошкольного возраста – знакомые бытовые действия людей. Круг этих действий ограничивается знаниями малышей окружающем мире. Все, что увидели у себя в семье, девочки и мальчики пробуют воспроизвести в игре.

Результаты проведенного анкетирования показали: положительно рассматривают гендерное воспитание в детском саду – 52, 4%, отрицательно – 4,2%.

Результаты анкетирования родителей выявили, что чаще воспитанием детей занимается мама – 63%, папа – 6%, оба – 31%. Большинство родителей думают, что воспитывать девочек и мальчиков нужно по-разному.

Анализ ситуации выбора проведенный с детьми показал, что дети не стремятся взаимодействовать с представителями противоположного пола, а если интерес к ним и наблюдается, то кратковременный. Поэтому необходимо выстраивать так образовательную деятельность, чтобы мальчики и девочки больше общались друг с другом.

Этот возраст наиболее сенситивен для формирования коммуникации между детьми – у них появляются интерес к сверстникам и желание общаться. Девочки и мальчики 4-5 лет стремятся играть вместе.

Для полноценного развития маленького ребенка необходимо сотрудничество взрослых, педагогов и родителей.

Малыш, живущий в благополучной семье, в спокойной обстановке, незаметно сам учится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик, видя мужественного отца, подражает ему, девочка становится женственной, как мама. И делают они это без особых наставлений. Наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, ребенок не будет предпочитать одного из родителей.

Наблюдая за детьми в детском саду, хочу отметить, что лучше будет, если мальчику объяснить, почему девочка так себя ведет. А девочкам рассказать про мальчиков. Необходимо создавать среду для игр с равными возможностями как для девочек, так и для мальчиков. Гендерный подход реализовать на занятиях, в других видах взаимодействия взрослых и детей (режимные моменты, партнерская деятельность в свободное время, игра и т. д.).

Необходимо уделять внимание совместной деятельности ребенка с родителями своего пола. Таким образом, происходит обучение на примере родителей, которое можно назвать содействием. Активно привлекать мужчин – пап, дедушек: для участия в занятиях и родительских встречах.

Психологизация образовательного процесса позволит обеспечить психолого-педагогический характер образовательной работы с детьми, производить учет возрастных индивидуальных особенностей дошкольников, создавать необходимые условия для психического становления личности каждого ребенка.

Любой ребенок – продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. Не вызывает сомнений, что поведение человека не может сформироваться под влиянием только одного из этих начал. Поскольку семья является основным посредником социализации в обществе, родители, воспитывая детей, должны учитывать как их интересы, так и потребности общества.

Хотя биологические основы половой идентичности закладываются еще до рождения, половые роли и половая идентичность претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека. Поло ролевая социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь, в ходе которого взаимодействия биологических факторов и меняющейся среды может приводить порой к неожиданным поворотам в судьбе.

Автор статьи педагог-психолог МБДОУ №160 Дьяченко Марина Николаевна.

Публикации по теме:

«Применение гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»«Применение гендерных технологий в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Проблема воспитания и обучения мальчиков и девочек в соответствии с полом (гендерный подход) в физическом воспитании - для меня сегодня.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе «Магазин» с учетом гендерного воспитания Сюжетно-ролевая игра в средней группе “Магазин” с учетом гендерного воспитания. Программное содержание: Закреплять знания о труде работников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение).
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 10:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование гендерной идентичности у дошкольников (продолжение).» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Дьяченко (УИ 312583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД