Лучший педагог года

Формирование гендерной идентности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру

Ольга Ван
Формирование гендерной идентности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру

Формирование гендерной идентности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру

Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Публикация «Формирование гендерной идентности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру» размещена в разделах

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п., но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках. Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой?

Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли? Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Цель гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ : способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в фольклорных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам. С самого рождения в семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша, в колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», «Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая». В детском саду фольклор сопровождает ребенка, начиная с самых первых дней адаптации и сопровождает все режимные моменты: умывание, расчесывание, сон. В работе с детьми используется материнский фольклор: колыбельные для мальчика, для девочки, пестушки и потешки про мальчиков и девочек (Ванька-встанька-карапуз, Уж я косу заплету, Маша в гости приглашала и др.). Кроме того, с детьми проводится плановая работа по разучиванию и разыгрыванию малых фольклорных форм.

Во время театрализованных занятий с младшими дошкольниками были выявлены следующие гендерные различия :

1. При публичных выступлениях мальчики более застенчивы, скованы. Девочки чувствуют себя более свободными, раскрепощенными, активно включаются в музыкальные и танцевальные импровизации при работе над текстом сказки или потешки

2. На первых репетициях мальчикам достаточно какого-то одного элемента костюма (шапочка-маска, воротник) для вхождения в роль. Девочки более требовательны к бытовым мелочам.

3. Девочки быстрее и легче запоминают длинные стихотворные тексты, воспроизводят устаревшие непонятные слова, предпочитают исполнять главные роли. Им очень нравятся многословные, плавные, напевные присказки. Любимыми являются присказки с продолжением (например, «Это еще присказка, а сказка дальше пойдет…»). Мальчикам больше нравятся роли с небольшим количеством текста, или вообще без слов.

4. Мальчики предпочитают потешки, сказки, стихи с определенной динамикой, постоянной сменой действий, яркой кульминицией. Девочки любят тексты с хорошим концом, с плавным, спокойным, понятным повествованием. Мальчикам нравится недосказанность, неопределенность в конце, они любят придумывать небылицы-перевертыши, комические ситуации.

5. Девочки предпочитают положительные роли, роли героев, которые заботятся о других (Коза-хлопота, Курочка-хохлушечка, мама, бабушка). Мальчики любят эмоционально насыщенные, яркие роли. Охотно принимают на себя роли отрицательные.

Можно с уверенностью сказать, что приобщение к истокам народного фольклора является одним из эффективных средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.

Публикации по теме:

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования.

Особенности гендерного воспитания «Принцы и принцессы» Изменения, происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих их половозрастные особенности в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование гендерной идентности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру
Опубликовано: 20 января 2015 в 12:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД