Ольга Ван
Формирование гендерной идентности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гендерной идентности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру
Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Публикация «Формирование гендерной идентности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную игру» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Мальчики и девочки. Сценарии развлечений
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п., но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках. Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой?
Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли? Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Цель гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ : способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в фольклорных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам. С самого рождения в семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша, в колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», «Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая». В детском саду фольклор сопровождает ребенка, начиная с самых первых дней адаптации и сопровождает все режимные моменты: умывание, расчесывание, сон. В работе с детьми используется материнский фольклор: колыбельные для мальчика, для девочки, пестушки и потешки про мальчиков и девочек (Ванька-встанька-карапуз, Уж я косу заплету, Маша в гости приглашала и др.). Кроме того, с детьми проводится плановая работа по разучиванию и разыгрыванию малых фольклорных форм.
Во время театрализованных занятий с младшими дошкольниками были выявлены следующие гендерные различия :
1. При публичных выступлениях мальчики более застенчивы, скованы. Девочки чувствуют себя более свободными, раскрепощенными, активно включаются в музыкальные и танцевальные импровизации при работе над текстом сказки или потешки
2. На первых репетициях мальчикам достаточно какого-то одного элемента костюма (шапочка-маска, воротник) для вхождения в роль. Девочки более требовательны к бытовым мелочам.
3. Девочки быстрее и легче запоминают длинные стихотворные тексты, воспроизводят устаревшие непонятные слова, предпочитают исполнять главные роли. Им очень нравятся многословные, плавные, напевные присказки. Любимыми являются присказки с продолжением (например, «Это еще присказка, а сказка дальше пойдет…»). Мальчикам больше нравятся роли с небольшим количеством текста, или вообще без слов.
4. Мальчики предпочитают потешки, сказки, стихи с определенной динамикой, постоянной сменой действий, яркой кульминицией. Девочки любят тексты с хорошим концом, с плавным, спокойным, понятным повествованием. Мальчикам нравится недосказанность, неопределенность в конце, они любят придумывать небылицы-перевертыши, комические ситуации.
5. Девочки предпочитают положительные роли, роли героев, которые заботятся о других (Коза-хлопота, Курочка-хохлушечка, мама, бабушка). Мальчики любят эмоционально насыщенные, яркие роли. Охотно принимают на себя роли отрицательные.
Можно с уверенностью сказать, что приобщение к истокам народного фольклора является одним из эффективных средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.