Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Ирина Перунова
Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Графо- моторные навыки являются составной частью моторных способностей человека. Их развитие базируется на основе формирования и совершенствования тонко- координированных движений руки, развития зрительно – пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации.

В исследованиях многих ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. В программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста мало внимания уделяется работе по овладению детьми графическими навыками. В связи с этим возникает необходимость адаптации программы ДОУ, систематизации упражнений, направленных на развитие графо- моторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию графо- моторных навыков дают все основания считать тему исследования актуальной в области дошкольной педагогики.

Многолетняя практика показала, что для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

На основе анализа методической литературы по данной тематике, мы апробировали комплекс упражнений в соответствии с выделенной последовательностью.

I. Формирование тонко-координированных движений руки;

II.Формирование зрительно-пространственной ориентировки;

III.Формирование зрительно-моторной координации.

Такие упражнения были внесены нами в ежедневную работу групп детей всех возрастов.

Каждое направление формирования графо-моторных навыков включало в себя упражнения и задания трех уровней сложности: от простого к сложному. Овладев упражнениями и заданиями 1-го уровня сложности, ребенок «переходил» на 2-ой уровень сложности, затем – на 3-ий уровень. Знакомя детей с новым упражнением, опирались на ранее усвоенные умения и навыки, возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Формирование графо-моторных навыков в рамках нашей работы велось как фронтально, так и индивидуально в различных видах деятельности детей.

Помощь и поправки по ходу выполнения упражнений были минимальными, чаще в форме подбадривания, и постепенно сводились на нет. Таким образом, мы стремились научить ребенка самостоятельно оценивать качество выполнения и контролировать свои действия.

Для эффективности занятий по формированию графо-моторного навыка, учитывались следующие условия:

1. Начало работы с упражнениями с первого уровня сложности, которые будут получаться и доставлять удовольствие.

2. Выполнения упражнений должно быть регулярным.

3. Совместное проведение занятий. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

4. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссекают.

5. Соблюдение соответствующего для ребенка темпа выполнения упражнения.

6. Очень важно участие и одобряющее поведение взрослого.

7. Сопровождение упражнений инструкцией. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

8. Формирование тонко- координированных движений.

9. Формирование зрительно-пространственной ориентировки.

Предлагаем некоторые виды упражнений:

Для детей младшего дошкольного возраста.

Для нормализации тонуса мелких мышц подойдут игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

• - разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче.

• - рисование вертикальных, наклонных линий, воплощаемых в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине. Закругление линий, замыкание их в форме круга подводит детей постепенно к рисованию «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками.

• Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастеров. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги

• - раскрашивание, от простых форм с толстыми контурами до более сложных.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

• Составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина).

• Нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин.

• Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

• Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

• Доставание бусин ложкой из стакана.

• Складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

• Надевание и снимание колечка (массаж пальца).

• Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

• Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

• Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

• Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

• Сжимание и разжимание эспандера;

• Катание мячей-ежиков (с шипами).

Формообразующие движения (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

Упражнения для старших дошкольников.

• - различные виды штриховки. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.

• - усложненные раскраски

• - упражнения мягким карандашом, изображение действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв

• - орнаментная и узорная деятельность, при которой дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева на право, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением определять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.)

«кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-то изображениями. К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления(«тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрёшка», «цветок», «жук» и др.).

«Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

• составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов

• вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой

• нанизывание на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера

• кпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки

• шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов

• штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

• раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности

• обведение рисунка по контуру, копирование

• рисование по опорным точкам

• дорисовывание изображений

• рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности

• разлиновка

графический диктант.

Эти виды упражнений советуем выполнять шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью, что позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений.

Публикации по теме:

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «оригами». Актуальность настоящей работы вызвана рядом затруднений в образовательной практике: наблюдается тенденция к снижению речевой активности.

Дидактическая игра для развития графомоторных навыков у дошкольников «Пиши-стирай»Дидактическая игра для развития графомоторных навыков у дошкольников «Пиши-стирай» Дидактическое пособие «Пиши-стирай» Дидактическое пособие "Пиши-стирай" - это тренажер по формированию графо-моторных навыков, развития.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаФормирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда им необходимо выполнять какие-либо действия,.

Формирование универсальных учебных навыков у дошкольников В жизни каждого дошколёнка рано или поздно наступает момент важного шага- поступление в школу. Начало этапа обучения- очень непростой период.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование графомоторных навыков у дошкольников
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 13:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт конкурса в средней группе «Новогодняя рукавичка»
Фото-отчёт конкурса в средней группе ЧДОУ "Станислава". В преддверии Нового года, хочется уже всё нарядить и любоваться этой красотой, как можно...
Фотоотчёт о подготовке к выставке-конкурсу «Новогодняя сказка»
Новогодний праздник – это всегда долгожданное и радостное событие не только для детей, но и для взрослых, это время настоящей сказки! Предпраздничные...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы...
Конспект НОД с детьми второй младшей группы Тема: «Непослушка в гостях у ребят» Ступицкая О. В, Будкевич О. Ю. Программные задачи: формировать у младших...
Сценарий новогоднего праздника по мотивам сказки «Морозко» в старшей группе
В празднично – украшенный зал под «Новогоднюю песню», на носочках входят дети и рассаживаются на обе стороны зала. Минутки, по очереди, встают по углам...
Конспект НОД в младшей группе «Путешествие в страну Здоровья»
Цель. Способствовать формированию элементарных знаний и навыков здорового образа жизни. Задачи. • Способствовать формированию личностного отношения...