Приложение МААМ

Формирование и развитие словаря у младших дошкольников посредством дидактических игр

Наталья Лаврентьева
Формирование и развитие словаря у младших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Словарь - один из компонентов речевого развития ребёнка. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только нам, взрослым людям, но и детям. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающей их сложной задачей, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения в дальнейшем. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно и общему развитию ребёнка. Дидактическая игра- эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.

Публикация «Формирование и развитие словаря у младших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах

Исходя из этого, я считаю, что выбранная мною тема работы является актуальной и имеет практическую значимость.

Моя цель - формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Свою работу построила по трем этапам

На первом этапе работы мы знакомили детей с дидактическими играми по обогащению словаря.

Когда дети познакомились с дидактическими играми, возрос интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу работы. Мы активизировали в речи слова детей и переводили их из пассивного словаря в активную речь. Для этого использовали словесные дидактические игры, которые активизируют словарь «Что исчезло?», «Почта», «Какая кукла», «Кто больше увидит и назовет» (ребенок использует существительные в речи). Активно применяем прием поручений.

На третьем этапе мы способствуем обобщению умений и использованию игр в совместной и самостоятельной деятельности

Использовали словесные и настольно – печатные игры на:

1. Игры на расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающего мира (Например, «Парные картинки», «Назови предмет», «Один, много», «Кто как кричит?», «Кто, что делает», «Назови детеныша» тематическое лото с изображение животных, и др.)

2. Игры на введение слов, обозначающие качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира (Например, «Чудесный мешочек», «Отгадай и назови», «Чем можем - поможем», «Сравни мишку и мышку», «Закрой картинку» и др)

3. Игры на введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщение предметов по существенным признакам (Например, «Домашние и дикие животные», предметов окружающего мира «Игрушки», «Мебель», «Транспорт» и другие)

В работе с родителями используем такие формы работы как:

- наглядные - фотовыставки «Вместе весело играть», обобщение семейных опытов по речевому развитию, выставки методической и художественной литературы, выставки детских рисунков и поделок, родители оформляют семейные опыты.

-словесно-информационные – консультации на папках передвижках, на информационном стенде памятки, беседы, газета детского сада «Малышок».

- практические - анкетирование, участие родителей в оснащении группы

- совместные - родительские собрания, праздники и развлечения.

Вывод:

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

Работа по развитию словаря при использовании дидактических игр и упражнений способствовала тому, что речь детей обогатилась разнообразными словами и выражениями, запомнившимися в НОД и в повседневной жизни. Дети стали уверенными в общении, разговорчивыми. Речь стала неотъемлемой частью деятельности, и самой жизни маленьких детей.

Публикации по теме:

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры ВидеоФормирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры Видео Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие словаря у младших дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 22:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и развитие словаря у младших дошкольников посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лаврентьева (УИ 237003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД