Наталья Лаврентьева
Формирование и развитие словаря у младших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Словарь - один из компонентов речевого развития ребёнка. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только нам, взрослым людям, но и детям. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающей их сложной задачей, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения в дальнейшем. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно и общему развитию ребёнка. Дидактическая игра- эффективное средство формирования словаря, закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.
Публикация «Формирование и развитие словаря у младших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
Исходя из этого, я считаю, что выбранная мною тема работы является актуальной и имеет практическую значимость.
Моя цель - формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Свою работу построила по трем этапам
На первом этапе работы мы знакомили детей с дидактическими играми по обогащению словаря.
Когда дети познакомились с дидактическими играми, возрос интерес к речевым играм, мы перешли ко второму этапу работы. Мы активизировали в речи слова детей и переводили их из пассивного словаря в активную речь. Для этого использовали словесные дидактические игры, которые активизируют словарь «Что исчезло?», «Почта», «Какая кукла», «Кто больше увидит и назовет» (ребенок использует существительные в речи). Активно применяем прием поручений.
На третьем этапе мы способствуем обобщению умений и использованию игр в совместной и самостоятельной деятельности
Использовали словесные и настольно – печатные игры на:
1. Игры на расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающего мира (Например, «Парные картинки», «Назови предмет», «Один, много», «Кто как кричит?», «Кто, что делает», «Назови детеныша» тематическое лото с изображение животных, и др.)
2. Игры на введение слов, обозначающие качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира (Например, «Чудесный мешочек», «Отгадай и назови», «Чем можем - поможем», «Сравни мишку и мышку», «Закрой картинку» и др)
3. Игры на введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщение предметов по существенным признакам (Например, «Домашние и дикие животные», предметов окружающего мира «Игрушки», «Мебель», «Транспорт» и другие)
В работе с родителями используем такие формы работы как:
- наглядные - фотовыставки «Вместе весело играть», обобщение семейных опытов по речевому развитию, выставки методической и художественной литературы, выставки детских рисунков и поделок, родители оформляют семейные опыты.
-словесно-информационные – консультации на папках передвижках, на информационном стенде памятки, беседы, газета детского сада «Малышок».
- практические - анкетирование, участие родителей в оснащении группы
- совместные - родительские собрания, праздники и развлечения.
Вывод:
Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.
Работа по развитию словаря при использовании дидактических игр и упражнений способствовала тому, что речь детей обогатилась разнообразными словами и выражениями, запомнившимися в НОД и в повседневной жизни. Дети стали уверенными в общении, разговорчивыми. Речь стала неотъемлемой частью деятельности, и самой жизни маленьких детей.