МААМ-картинки

Формирование интереса к художественному слову у дошкольников

Татьяна Сафина
Формирование интереса к художественному слову у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

2 слайд

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.

Публикация «Формирование интереса к художественному слову у дошкольников» размещена в разделах

Актуальность: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:

- Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.

- Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.

- Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

- Исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.

Наша цель, воспитание в ребенке дошкольнике будущего читателя через развитие интереса к художественной литературе.

3СЛАЙД

Основными, поставленными нами задачами по воспитанию интереса к художественному слову, стали:

• - привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

• - предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

• - помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;

- обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием

4СЛАЙД

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на

развитие и обогащение речи ребенка.

5СЛАЙД

Литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигать художественное слово, посредством различных методов и приё мов:

• познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

• беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

• рассматривание иллюстраций;

• пересказ произведений, пересказ по ролям;

• игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;

• объяснение значений некоторых слов;

• использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;

• беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;

• выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;

• чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок;

• литературные вечера, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, художников – иллюстраторов, одному конкретному произведению

• просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению

6СЛАЙД

Воспитание интереса у детей к художественному слову осуществляется не только на занятиях по развитию речи, во время чтения художественной литературы и рассказыванию, но и в режимных моментах:

• - утренние часы, например, для подержания у детей радостного настроения.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

(А. Барто)

7СЛАЙД

• - на прогулке, например, для того, чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, можно использовать стихотворение про времена года

• - во время наблюдения за птицами можно прочитать детям стихотворение про птиц, подобрав его заранее

8СЛАЙД

Мы работаем не только над тем, чтобы привлечь внимание ребенка к книге, но и вызывать у него потребность прикоснуться к ней, рассмотреть, узнать содержание. Очень хорошо в этом помогает грамотно оформленный в группе книжный уголок

9СЛАЙД

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Мы продумываем, в какой момент просмотра малышам требуется наша помощь. Если это нужно, чтобы ребё нок:

• - сосредоточил внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения;

• - обратил внимание на внешний вид, характер, настроение героя;

• - уделил внимание картинам природы (например, какого цвета зима, и увидел не только белые, но и голубые, розовые краски);

• - соединил наглядное и словесное изображение игрушки, зверюшки, пейзажа.

10СЛАЙД

• Начиная с младшей группы, мы подводим детей к различению жанров, то есть, при знакомстве с художественным произведением, мы называем жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю вам рассказ (стихотворение)». Также стараемся избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Только чётко - сказка, рассказ, стихотворение.

11 СЛАЙД

• Таким образом, создание необходимых психолого – педагогических условий в ДОУ : организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации занятий при ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогут воспитателю сформировать интерес у малышей к художественному слову.

12 СЛАЙД

Спасибо за внимание

ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ: Сафина Т. Н.

Публикации по теме:

Формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных.

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. в Москве В. В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус.

Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста «Поможем найти Солнышко» Программное содержание: Обучающие задачи : Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу – мяу, вить-вить,Ж-Ж-Ж Формировать умение.

Формирование интереса к различным видам спорта у дошкольников Харитонова Ольга Николаевна инструктор по физической культуре Физическое воспитание подрастающего поколения всегда было и есть в центре.

Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников. Предлагаемый вниманию материал посвящен проблеме воспитания интереса к труду.

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей 3–4 лет. консультация Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского,.

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества» В современном мире мы в полном объеме пытаемся возродить казачьи традиции, потому что время ушло безвозвратно. Наш педагогический коллектив.

Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору»Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору» Подрастая,ребенок слышит различные потешки,песенки,прибаутки постоянно, например: «Уж я Танечке пирог испеку, Уж я внученьке румяненький.».

План по самообразованию «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Соловушка» П Л А Н Работы по самообразованию на 2015.

Развитие речи и формирование интереса к книге в условиях детского садаРазвитие речи и формирование интереса к книге в условиях детского сада В условиях реализации ФГОС в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Современный ребенок мало времени проводит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование интереса к художественному слову у дошкольников
Опубликовано: 24 июня 2016 в 08:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интереса к художественному слову у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сафина (УИ 271276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД