МААМ-картинки

Формирование компетентности личности посредством воспитания любви к родному краю у детей с тяжелыми нарушениями речи

Надежда Корсакова
Формирование компетентности личности посредством воспитания любви к родному краю у детей с тяжелыми нарушениями речи

О. В. Ожиганова

Н. А. Корсакова

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 292 V вида», город Омск, Россия

«Воспитание… должно сообщить ребенку новый способ жизни. Его основная задача не в наполнении памяти и не в образовании интеллекта, а в зажигании сердца» И. А. Ильин. (1с. 5).

Публикация «Формирование компетентности личности посредством воспитания любви к родному краю у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

В нашей стране произошли значительные социальные изменения, во многом негативно сказавшиеся на духовно-нравственном воспитании детей, подростков и молодежи. Многовековая духовно-нравственная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций. Среди всех задач, актуальных для всей страны, первоочередной является упрочение в обществе основополагающих ценностей русской духовной традиции – гуманизма, патриотизма, веротерпимости, добрососедства.

В настоящее время в связи с увеличением числа детей с различными отклонениями в развитии, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, перед нами, работниками дошкольных коррекционных учреждений, одной из актуальных проблем является формирование компетентности личности, воспитание чувств ребенка через мир положительных эмоций, с создания теплой, уютной атмосферы, через обязательное приобщение к Культуре и Красоте родного края.

Воспитание Красотой и Культурой не просто красивые слова – это понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека, с его мыслями, чувствами. Красота, с большой буквы, значит; имеем в виду нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость, удовлетворение, восторг или утешение – в общем положительно влияет на нас. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. (5с. 9,10,11).

От этого зависит становление личности. Дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Важно чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым личностью образом жизни. Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирание нации». Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушиться, будут потеряны ориентиры развития, разрушаться связи между поколениями.

С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Чувства ребенка – это отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживании. Посредством чувств, происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. (2с. 3,5).

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. «Глядя на прекрасное и, слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем только сможем!

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Г. Х. Андерсен «Снежная королева» высказывался: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета. Не у нас ей занимать силу. Сила в ее невинном детском сердечке.». (3с. 3).

Формирование компетентностей личности носит комплексный характер, пронизывающий все виды детской деятельности. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках! Постигая выразительность устного народного творчества, дети учатся применять в своей речи доступные им языковые средства: эпитеты, сравнения, метафоры. Кроме того, развиваются творческие способности детей. Говоря о соприкосновении с народным искусством и традициями, нельзя не сказать о радости, которая возникает - и должна возникать - в нас и в детях при встречи с красотой родного края, в процессе свободного речевого, творческого самовыражения. В старшем возрасте дети уже сами стремятся придумать сказку или загадку, а в младшем возрасте можно использовать потешки. Ценность их в том, что слово можно соединить с действием ребенка (кинестетической модальностью). Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети не владеют активной речью. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, наверняка благотворно влияют на здоровье. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются затруднения в играх. Которые проявляются в неумении пользоваться предметами-заменителями (например, использовать карандаш вместо градусника, обруч вместо домика). Потешки позволяют подвести детей к употреблению в игре предметов-заменителей. («Этот пальчик-дедушка» и т. д.)

Формирование образной речи помогает развивать у детей внимание к слову и его значению, формировать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова. С ушедшими в прошлое обычаями связано множество слов и крылатых выражений, которые позволяют с особенной тонкостью приобщать детей к истокам русского народного творчества, способствуют развитию мышления и речи. О минувших периодах истории мы можем судить по сохранившимся до наших дней рукописям. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы используем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого. Значение их обогащает ум ребенка, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. В такой работе незаменимыми помощниками выступают пословицы, поговорки, фразеологизмы. (4с. 44,45).

Главное в компетенции – выбор, ответственность, действие. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе можно использовать раньше, чем сюжетно-ролевые, поскольку в ходе драматизации ребенку не обязательно обладать точными представлениями, которые необходимы для сюжетно-ролевой игры. Все более осознается необходимость в психолого-педагогической поддержке индивидуальности ребенка. Выбор методов взаимодействия с ребенком определяется уровнем его развития, длительностью удержания внимания, степенью моторного и речевого развития, коммуникативных способностей.

Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятия невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем. Выдающийся воспитатель и педагог В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти». Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми способами. Можно поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! (5с. 9,10,11).

На основе приобщения к родной природе, культуре и традициям происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка. Дети учатся жить не только физически, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают.

В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение. Все это - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств.

Формирование компетентностей личности у ребенка с речевым дефектом через воспитание Культурой и Красотой родного края помогает овладеть ему качествами социально - адаптивной личности.

В условиях непрерывного образования решается подготовка компетентного человека, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и адекватно воздействовать на них, без чего не возможен переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.

Таким образом, чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев, выставок, концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту и Культуру, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитие и образование. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас, в детских садах и школах. Только тогда мы станем крепче, и крепче будет Красота, которую мы создадим вокруг себя. (5 с. 12).

Список литературы

1. Омское областное общественное объединение «Содружество София».

«Педагоги Омска – за нравственный город». Омск 2011г. (с. 5)

2. «Мы живем в России». Н. Г. Земнова, Л. Е. Осипова. Москва 2007. (с. 3,5).

3. «Моя страна». Авт. – составитель В. И. Натарова и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г. (с. 3).

4. Дошкольная педагогика № 2 (97) февраль 2014 г. (44,45).

5. Дошкольное воспитание № 5 2002г. «Воспитание Культурой и Красотой» (с. 9,10,11,12).

Публикации по теме:

Поделки «Осенний букет», «Морское чудо»Поделки «Осенний букет», «Морское чудо» "Осенний букет", "Морское чудо" выполнили ученики 4 А класса специального (коррекционного) 4 вида. Руководитель - воспитатель продленного.

Портфолио Воспитателя. Личное.Портфолио Воспитателя. Личное. ФИО Жукова Инна Георгиевна Возраст 28 лет Пол Женский Гражданство РФ Семейное положение Замужем. Есть дочь. Место проживания ОМСК Образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование компетентности личности посредством воспитания любви к родному краю у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 26 марта 2014 в 17:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД