Воронова С А
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в системе инклюзии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие инклюзивной программы предоставляет возможность социальной адаптации лиц с ОВЗ, но вместе с тем, перед специалистами встает ряд актуальных вопросов. В первую очередь - насколько полезна интеграция для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и в какой период его можно включить в активную социальную среду, как подготовить детей к включению в группу нормативно развивающихся сверстников. Одним из критериев включения ребенка в инклюзивную группу можно назвать уровень коммуникативных возможностей, готовность ребенка вступать во взаимодействие с активно меняющейся внешней средой. Коммуникативный процесс это не только трансляция когнитивного знака, но в первую очередь это эмоциональный, аффективный обмен.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в системе инклюзии в детском саду» размещена в разделах
Вопрос готовности к интеграции остро встает при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра В процессе развития ребенок не формирует навыки коммуникации а, как правило, активно избегает контактов с миром. Изначальное искажение психических процессов, нарушение интеграции приводит к формированию иной картины мира, сложностям в образовании смысловой структуры. Дефицит психической активности, искажение инстинктивно-аффективной сферы, нарушение моторной и сенсорной сфер, нарушения речи отражаются в способах коммуникации и взаимодействия с миром у детей с аутизмом. Дети с расстройствами аутистического спектра отличаются гиперчувствительностью к сенсорным воздействиям. Ребенок болезненно реагирует на смену или изменение тональности звуковых стимулов, избегает телесного контакта и фронтального взора. Все эти аспекты формируют стереотипный характер поведения. Изначально стереотипность является для ребенка защитным механизмом, постепенно, однако, приобретая формы устойчивого способа внешней и внутренней регуляции. Учитывая эти факторы, можно говорить, что интеграция для аутичного ребенка полезна только в том случае, если он готов безболезненно принимать условия окружающей среды
Для успешной интеграции детей с РАС в инклюзивную среду необходима поэтапная коррекция всех компонентов коммуникативной сферы.
Первый этап - коррекция аффективного взаимодействия в диаде «семья - ребенок». Задачи этого этапа:
Сформировать адекватную оценку родителями уровня развития своего ребенка.
Снизить уровень тревожности у родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Расширить репертуар эмоционального взаимодействия.
Скорректировать базовые формы коммуникации.
Второй этап коррекции направлен на формирование коммуникации в триаде «родители– ребенок – психолог» задачи этапа:
развитие сенсомоторной сферы;
мотивации к произвольной деятельности;
создание возможности произвольной регуляции;
формирование моделей поведения в процессе взаимодействия;
расширение средств и способов коммуникации;
создание условий для использования навыков коммуникации.
Третий этап: формирование навыков взаимодействия в группе сверстников Задачи:
формирование мотивации к самостоятельной игровой деятельности ;
активное взаимодействие внутри группы;
создание условий для произвольной инициации деятельности и ее своевременного завершения;
соблюдение правил и норм поведения в игровой ситуации.
Таким образом, на каждом этапе коррекции ставятся определенные акценты. На начальном этапе приоритетным направлением выступает коррекция аффективной сферы, базового взаимодействия между родителями и ребенком, предоставление средств и способов взаимодействия ребенка с миром. Вопросы снижения порогов чувствительности, развитие сенсомоторной сферы, расширение возможностей восприятия решаются на втором этапе. Заключительный этап предполагает смещение акцентов на развитие когнитивной сферы, регуляцию эмоционально–волевой сферы, реализацию игровых навыков. Используются различные методы коррекции. При коррекции аффективного взаимодействия используются средства народной педагогики (потешки, колыбельные песни). Выбор данных методов был обусловлен простотой и доступностью понимания и использования родителями средств народной педагогики за пределами коррекционных занятий. Предложенный материал легко переносится в семейные будни, не требует специальной подготовки, сложной организации деятельности и дополнительных материалов.
Для развития сенсомоторной сферы можно применять формы детской продуктивной деятельности. Материалы, используемые на этом этапе, обладают уникальными свойствами, позволяющими наиболее мягко воздействовать на развитие восприятия ребенка. В процессе работы можно использовать сыпучие и вязкие материалы (крупы, краски, глина, графические материалы, обладающие такими характеристиками, как запах, звук, цвет, фактура и пр. Занятия продуктивной деятельностью помогают снизить уровень тревожности, расширить репертуар видов активности.
На завершающем этапе занятия проходят в групповой форме. Детям предлагаются игры с правилами, иные формы деятельности, предполагающие произвольную организацию пространства, проигрывание сказочных сюжетов с последующей проработкой характеров и образов героев. На данном этапе значительно снижается уровень внешнего контроля деятельности и ограничений пространства.
В качестве критериев успешности на каждом этапе коррекции можно выделить следующие аспекты : На первом этапе это:
1) уровень тревожности родителей;
2) количество тактильных контактов;
3) уровень эмоционального взаимодействия;
4)количество и качество поддержек и выполняемых действий за ребенка; 5)степень негативизма ребенка;
6) возможность регуляции поведения ребенка;
7)позитивные эмоциональные реакции ребенка;
8) использование предложенных средств коммуникации в повседневной жизни.
На втором этапе:
1) уровень произвольной активности;
2) временной период нахождения ребенка в активном взаимодействии со средой;
3) возможности совместной деятельности;
4) вариативность деятельности;
6) возможности работы с различными типами материалов.
Критерии оценки успешности третьего этапа:
1)возможности произвольной регуляции поведения;
2) инициативные действия со стороны участников группы;
3) возможности удержания контекста, норм и правил в игровой ситуации. В процессе работы вырабатываются наиболее успешные методы и стратегии коррекции коммуникативной сферы, выверяются критерии оценки и диагностики.