Аурика Шишенина
Формирование конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.
Публикация «Формирование конструктивной деятельности» размещена в разделах
Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А. Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.
Конструирование в детском саду можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи, способным решать многие задачи, а именно: развитие
• зрительно-моторной координации,
• глазодвигательных функций,
• фиксации взора,
• словесной ориентации,
• мелкой моторики пальцев рук,
• умения делить сложную форму на составные части,
• соотносить размеры объектов,
• определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.
Конструирование заставляет «мыслить» ребенка. Конструирование можно начать с практических заданий с палочками, с помощью которых ребенок по образцу выкладывает различные фигуры-силуэты. Такая деятельность позволяет научить ребенка воссоздать целый предмет из отрезков. После того как задание выполнено, необходимо вместе с ребенком определить, соответствует ли результат заданному эталону, дать общую оценку работы. После этого можно приступать к работе с плоским треугольным конструктором, который можно назвать «Сказочные треугольники». Набор состоит из 16 равнобедренных прямоугольных треугольников разного размера, полученных путем разрезания трех квадратов со стороной 10 см. Сначала дети учатся составлять по образцу простые фигуры, например, прямоугольник, квадрат, большой треугольник, лодочку; причем составить их можно по разному. Так, например, квадрат можно построить из двух средних треугольников, а можно их 4 маленьких треугольников. Эти треугольники вам всем знакомы по игре «Танграм». Когда дети научатся составлять более сложные фигуры, можно перейти к конструированию сказки.
Сегодня мы попробуем с вами составить сюжетные картинки по образцу по сказке «Заюшкина избушка».
Приглашаю желающих, раздаю им наборы треугольников.
- Посмотрите, пожалуйста, на столы. У вас есть конверты с треугольниками, причем с разноцветными. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?
- Правильно, мы будем играть с конструктором, и не просто играть, а составлять картинки по сказке, которая называется «Заюшкина избушка».
- Вспомните, пожалуйста, героев этой сказки.
- Назовите, пожалуйста, треугольниками какого цвета, вы изобразите лису, собаку, медведя и петушка?
- Рассмотрите сюжеты, которые вы должны изобразить.
- Как вы думаете, какой сюжет изображен на первой картинке?
- Правильно, лиса просится к зайчику. Аналогично дети рассматривают и остальные картинки.
- Что общего на всех этих картинках?
- Правильно, на каждой из них изображен зайчик, на трех есть домик, чей это домик? Поэтому менять вам придется только животных, то есть героев сказки.
- Треугольники для домика не у всех одинаковые, поэтому подумайте, какими треугольниками по размеру их можно заменить.
- А сейчас разложите треугольники так, чтобы вам было удобно, и приготовьтесь слушать и конструировать сказку.
Рассказываю сказку, дети выкладывают сюжет за столами, помогаю по ходу тем, кто затрудняется или предлагаю помочь рядом сидящему.
- Сегодня вы все старались, были внимательными, поэтому у всех получилось.
Так же можно изменить задания и провести немного по другому. Например, дать задание сложить свою картинку по содержанию сказки и в конце занятия рассказать сказку по выложенному сюжету.