Формирование культурно — гигиенических навыков у детей двух-трех лет

Антонина Павловна Тихонова
Формирование культурно — гигиенических навыков у детей двух-трех лет

Культурно- гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их формировании идет непростое усвоение правил, норм поведения и чрезвычайно важный процесс социализации очеловечивания малыша, вхождения ребенка в мир взрослых.

Поэтому, важно заложить правильные кирпичики в фундамент полезных привычек ребенка. И, как показывает опыт, чем ярче и интереснее будут впечатления ребенка от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и ежедневно совершенствовать.

Освоение культурно- гигиенических навыков и их правила.

Навык аккуратного приема пищи.

Формирование культурно — гигиенических навыков у детей двух-трех лет

Необходимо сразу приучать ребенка к активному участию в процессе еды. Например, самостоятельно держать ложку и уметь кушать с ее помощью. Стараться не крошить хлеб, не опрокидывать мимо тарелки и рта кашу, и не разливать на стол суп.

Я слежу чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Спина прямой, а не скрюченной.

Кроме того, руки перед едой должны быть вымыты. Из-за стола дети не вставали с едой или куском хлеба и умели пользоваться салфетками (носовым платком).

Во время одевания и раздевания мы проговариваем порядок снятия или надевания одежды, порядок складывания ее на стульчик.

Также ребенок вовремя должен ходить в туалет. Для этого, например, если он еще не умеет проситься, через 15-20 минут после еды, я приглашаю его посмотреть на волшебную туалетную комнату, в которой есть друг Мойдодыра-горшок.

Дети постоянно должны видеть опрятность воспитателя в одежде, чтобы быть опрятными самим, поэтому, я подаю детям личный пример и переодеваю их, как только они запачкаются.

Конечно, в семье, где родителями прививаются культурно- гигиенические навыки, ребенок чувствует себя намного увереннее, ведь они уже знакомы со многими предметами обихода.

Долголетний педагогический опыт показывает, что если требования по выполнению культурно- гигиенических навыков в саду и дома одинаковые, то ребенку не составляет труда запомнить и закрепить полезную привычку.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Важно помнить, что постоянные запреты и нарекания приводят к плачевным результатам. Ребенок может закрыть в себе, например, творческое начало. Если ребенок плохо запоминает правила, лучше перевести их в игру, ведь, игра-это ведущая роль в деятельности ребенка.

В процессе своей ежедневной работы с детьми я стараюсь, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным процессом, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Дети первой младшей группы должны обладать такими полезными привычками, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование унитазом (горшком, умение правильно держать ложку и пользоваться ею, владеть навыками пользования салфеткой. Уметь самостоятельно (под присмотром взрослого) умываться, пользоваться полотенцем, сморкаться в носовой платок.

И для малыша это целая китайская грамота. Чтобы легче запомнить алгоритм, например, мытья рук и вытирания полотенцем, я использую стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова и охотно запоминают действия и правила.

Ежедневно я ставлю перед собой задачу на закрепление умения брать свой стул перед едой, например, садиться за обеденный стол строго на свое место. Правильно держать чашку и ложку. Аккуратно есть и пить. Затем предлагаю детям воспользоваться салфеткой после еды, (если ребенок еще совсем мал, то с моей помощью, а для детей постарше задача – пользоваться салфеткой самостоятельно).

Необходимо во время еды соблюдать последовательность блюд, чтобы перед ребенком находилось только одно блюдо, температуру еды (не горячая и не холодная, прием пищи небольшими кусочками и тщательное пережевывание, также отсутствие разговоров за столом.

Для лучшего усвоения навыков питания или одевания, я использую в своей работе игру. Например, плюшевого зверька или куклу, которые вдруг неожиданно зашли к нам в гости и очень сильно проголодались (мы вместе кормим) или собирается на прогулку и не знает, как одеться. Здесь важно делать акцент на правильности одевания игрушки или аккуратности во время еды, например.

Собираясь на прогулку, показываю детям, в какой последовательности надо одеваться. Дети сами берут из шкафа носки, штанишки, ботинки и садятся на лавочки. Я учу их натягивать колготки и носки, затем кофту. И здесь снова на помощь могут придти игрушки, если дети забыли, как одеваться или просто не хотят этого делать. Зверек, например, может придти посмотреть на ребят, как они умеют одеваться. И дети с удовольствием начинают демонстрировать ему свои навыки.

Малыши очень любят, когда во время одевания с ними разговаривают. Практика показывает, что индивидуально-речевое общение с ребенком помогает не только в активизации его словаря, но и в воспитании необходимых навыков. Например, говорю: «Посмотри, какая красивая у тебя кофточка, теплая, желтого цвета», и она охотно ее надевает.

Во время сборов на прогулку часто читаю детям потешки:

«Шапка и шубка – вот и весь Мишутка». А по возвращению с прогулки напоминаю, что надо подойти к своему шкафчику, открыть его, снять шапку, пальто и повесить в шкаф. В возрасте 3 лет дети уже могут самостоятельно расстегивать пуговицы. Можно снова предложить игру.

Так как дети быстрее усваивают навыки одевания на примере других малышей, я предлагаю детям помогать друг другу.

Считаю необходимым похвалу за очередное достижение, как показывает опыт, дети стараются преумножить свои навыки после того, как их похвалят. Настроение повышается, и ребенок чувствует себя счастливым. А если ребенок в плохом настроении, не настаиваю на занятии такими сложными вещами, как все эти платки и пуговицы. Однажды он и сам научится этому. Стоит только подождать.

В нашей группе у каждого ребенка есть своя расческа. Учу детей причесываться перед зеркалом, хвалю за аккуратность и умение обслуживать себя. Для закрепления навыков предлагаю детям поиграть в игру «Парикмахерская», где дети могут ощутить себя в роли парикмахера и причесать друг друга. Важно помнить, что расческа у каждого должна быть своя во избежание передачи различных заболеваний.

День за днем, ребята все больше овладевают элементарными навыками самообслуживания. И мои требования к ним так же постепенно усложняются.

Воспитание культурно- гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ кукольного театра,, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Я стараюсь добиваться точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Опыт педагогов показывает, что сведения о гигиене должны прививаться детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. Поэтому, в режимных моментах я нахожу благоприятный момент для гигиенического воспитания и стараюсь, чтобы малышам было интересно всему их учу играя.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Проект «Мойдодыр»Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Проект «Мойдодыр» Актуальность проекта Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет в экспериментально-игровой деятельности Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в экспериментально-игровой деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Трудно найти родителей, которые бы не заботились о здоровье своих детей. Однако нередко можно услышать и такие рассуждения: не вымыл ребенок.

Памятка для родителей. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3-х лет Памятка для родителей. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3-х лет С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических.

Проект «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно — гигиенических навыков» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» Проект. Тема: «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Цели: формирование у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: Формирование у родителей представления о воспитании культурно- гигиенических.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Время проведения: январь Форма проведения: встреча Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование культурно — гигиенических навыков у детей двух-трех лет
Опубликовано: 24 марта 2019 в 22:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 декабря. Праздник новогоднего рисунка на МААМ

Этот праздник надо встречать с мольбертом и кисточками в руках. Рисовать новогоднюю пору — одно удовольствие, ведь она такая красочная. Колоритные герои и сказочный декор так и просятся в картину.

14 декабря. День игрушек из носочков на МААМ

Каждая семья периодически сталкивается с такой проблемой, как пропажа одного носка из пары. Оставшиеся без пары детские носочки можно использовать творчески, с пользой и позитивом. Также для создания...

Проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе
Краткосрочный проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе МОУ Красногуляевской СШ Сенгилеевский район Ульяновская олбасть «Мамочка любимая» Автор...
Видео «Мастер-класс «Украшения для окна из потолочной плитки»
Приветствую! Перед каждой встречей нового года мы с особым трепетом готовимся. Посещаем магазины, вдохновляемся идеями декора, покупаем ёлочные игрушки и...
Фотоотчет «Новогодние поделки в семейный арт-салон»
В нашем детском саду «Забавушка», на первом этаже в холле центрального входа расположен семейный арт салон поделок совместных с родителями. Труд...