Папки-передвижки

Формирование лексической стороны речи в онтогенезе (ранний и дошкольный возраст)

Татьяна Ушакова
Формирование лексической стороны речи в онтогенезе (ранний и дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Публикация «Формирование лексической стороны речи в онтогенезе (ранний и дошкольный возраст)» размещена в разделах

Овладение лексикой идет в процессе онтогенеза постепенно путем накопления и совершенствования, и к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи : фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

Академик А. Н. Леонтьев, который занимался изучением становления и развития детской речи, так писал относительно развития словаря и овладения значением слов и правилами их употребления маленькими детьми: «Во-первых, в процессе развития ребенка качественно изменяется значение слова, то есть строение того обобщения, носителем которого является слово (и тем самым изменяется форма слова, связи и действительность); во-вторых, процесс развития слова осуществляется в процессе общения, в котором ребенок овладевает значениями слов и «кристаллизированным» в них опытом человечества… в-четвёртых, развитие значений слов есть определяющий момент на каждой ступени психологического развития ребенка…». Таким образом, на первый план развития речи ребенка выходит формирование и совершенствование лексики как основы для дальнейшего её развития.

Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.

Развитие лексики ребенка идет как в направлении развития предметной соотнесенности и значения слова, так и в направлении увеличения словарного запаса.

Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель, ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

В возрасте от полутора до двух лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».

Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознаёт их, открывает функции знаков.

В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале оно полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений: обозначать и предмет, и действие с ним, и признак этого же предмета. Позднее значение слова формируется в зависимости от употребляемой интонации, от контекста его употребления и связи с другими словами и т. д.

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существую индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

Развитие словаря в онтогенезе рассматривает А. Н. Гвоздев.

К первому году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и предметы.

К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.

К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия. Идет интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто (но непостоянно) пользуется. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми.

К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 – 1900 слов. Из них, по данным А. Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия. Дети хорошо и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, одежду, мебель. Наблюдается значительный рост активного словаря.

К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.

После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия. Дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Все части речи употребляются правильно и точно по смыслу.

В 6–7 лет у детей еще больше расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Варежки» (ранний возраст)Дидактическая игра «Варежки» (ранний возраст) Простая и яркая игра для малышей из подручных материалов. Поможет запомнить названия цветов, закрепить понятия одинаковые/разные, укрепить.

Фотоотчет «Как мы птичкам помогали» (ранний возраст)Фотоотчет «Как мы птичкам помогали» (ранний возраст) В раннем возрасте очень важно обогащать словарь детей и развивать их желание помогать, проявлять участие к жизни других. Мы проводим много.

Фотоотчет «Наше творчество» (ранний возраст)Фотоотчет «Наше творчество» (ранний возраст) Одним из важнейших направлений развития малыша является творчество. Вместе с воспитателем Ивановой Еленой Гурьевной Вашему вниманию предлагаем.

Фотоотчет «В гостях у Снегурочки» (ранний возраст)Фотоотчет «В гостях у Снегурочки» (ранний возраст) Дети водят хоровод, Хлопают в ладоши. Здравствуй, здравствуй, Новый год! Ты такой хороший! (Автор: Т. Мельникова) В музыкальном зале.

Игры с песком (ранний возраст)Игры с песком (ранний возраст) Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым..

Логокуб по развитию речи (старший дошкольный возраст)Логокуб по развитию речи (старший дошкольный возраст) Цель: развитие всех компонентов речевой системы - лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой.

НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи с элементами фольклора «Грибы» (средний дошкольный возраст) Воспитатель: Перова Елена Николаевна МБДОУ «Детский сад № 459». Нижний Новгород Цель: Закреплять знания детей о грибах, расширять словарный.

Предметно — пространственная среда. Ранний возрастПредметно — пространственная среда. Ранний возраст Развивающая предметно – пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие.

Проект «Новый год у ворот!» (ранний возраст)Проект «Новый год у ворот!» (ранний возраст) Проект «Новый год у ворот!» Ранний возраст Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Иванова Елена Гурьевна Елка наряжается - Праздник приближается.

Проект «Здравствуй, малыш!» (ранний возраст)Проект «Здравствуй, малыш!» (ранний возраст) Участники проекта: вновь поступающие дети, родители, воспитатели 1первой младшей группы Дата реализации проекта: 1 месяц • Длительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексической стороны речи в онтогенезе (ранний и дошкольный возраст)
Опубликовано: 8 февраля 2024 в 12:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование лексической стороны речи в онтогенезе (ранний и дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ушакова (УИ 276346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД