Приложение МААМ

Предметно — пространственная среда. Ранний возраст (18 фото)

Зульфия Равхатовна Мельник
Предметно — пространственная среда. Ранний возраст
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающая предметно – пространственная среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Публикация «Предметно — пространственная среда, Ранний возраст» размещена в разделах

При построении предметно-пространственной среды я учитываю возрастные и индивидуальные особенности развития детей, ориентируюсь на охрану, укрепление здоровья дошкольников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Основа развивающей среды в ДОО – это отношения взрослого и ребёнка.

Задача педагога – развивать дошкольника как личность.

Для этого нужно:

Помочь ребёнку чувствовать себя защищённым, доверять окружающим и радоваться всему что окружает.

Сформировать у ребёнка стержень личной культуры.

Развивать индивидуальность дошкольника.

Развивающая предметно-пространственная среда должна включать компоненты, которые необходимы для физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной. Дошкольники развиваются как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная предметно-развивающая среда обеспечивает социально-культурное развитие дошкольника, удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей. Дети становятся способнее, если постоянно совершенствуют свои навыки. Развивающая предметно – пространственная среда даёт им материалы для разнообразной деятельности, моделирует духовный и физический облик. В правильно организованной среде группы жизнь детей становится разнообразнее.

Создавая развивающую среду в ясельной группе я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.

Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В работе с детьми я использую не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.

Все центры в развивающей среде созданы в соответствии с рекомендациями по развивающей среде : учтены основные требования и основные принципы организации среды.

Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:

• содержательно-насыщенная, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

• здоровьесберегающая;

• эстетически-привлекательная.

Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.

При планировании развивающей среды, учитывала то, чтобы каждый ребёнок мог найти себе комфортное место с точки зрения эмоционального состояния «уголок уединения».

Принцип активности.

Игровое пространство группы организовала таким образом, чтобы дети самостоятельно или в совместной деятельности с взрослым могли проявлять активность. Принимать участие в подвижных играх, могли организовать сюжетно-ролевые игры и другие виды деятельности.

Принцип стабильности – динамичности.

Принцип компенсирования и гибкого зонирования.

Пространство в группе организовано таким образом, чтобы сферы активности детей не пересекались. Дети в группе могут одновременно вести разные виды деятельности и не мешать друг другу. В этом помогут ширмы, двухсторонняя мебель.

Принцип эмоциогенности среды и индивидуального комфорта.

Эмоциогенность – это способность вызывать у человека эмоции и распространять их.

Среда должна побуждать детей взаимодействовать с её различными элементами, повышать активность. Важно, чтобы дети получали от того, что их окружает, разнообразные впечатления.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в интерьере.

В дошкольном возрасте дети начинают постигать основы эстетики. Необходимо разнообразить пространство звуками, цветовыми пятнами – это разбудит в детях вкус, даст возможность фантазировать.

Принцип открытости – закрытости.

Среда должна быть доступной и гибкой для изменений. Она должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Обстановку необходимо менять по мере того, как дети взрослеют, у них становится больше навыков, появляются новые интересы.

Принцип учёта половых и возрастных различий.

Необходимо при построении среды учитывать половые различия детей. Дать возможность мальчикам и девочкам проявить свои способности, склонности с учётом принятых эталонов мужественности и женственности.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - формирует потребность детей в речевом развитии, позволяет детям познать азы общения с взрослыми и сверстниками, наладить взаимоотношения.

Одна из основных задач, данной области – развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Главное чтобы она способствовала разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста как условие их успешного и гармоничного развития.

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр:

«Семья» : куклы, коляски, посуда, мебель, набор овощей и фруктов, матрац, одеяло, подушка, простыня, наволочка, пододеяльник, телефон со звонком, коляски для кукол, гладильная доска и утюг, одежда для кукол; сумочки, корзиночки;

«Больница» : кукла, халат, чепчик, набор медицинских инструментов;

«Магазин» : фартук с чепчиком, корзины;

«Шофёр» : кепка, руль, инструменты;

«Парикмахерская» : набор инструментов, фартук, накидка.

Предметы – заместители.

•Уголок ряженья (юбочки, платочки, бусы, ,сумочки).

Дидактическая игра :«Искупаем куклу Катю»

•Картотека подвижных игр.

Набор обучающих карточек: «Мебель», «Транспорт», «Фрукты», «Овощи», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда», «Времена года».

•Набор вех видов транспорта.

•Рули, лошадки, якорь, штурвал.

•Игрушки животных.

Предметно — пространственная среда. Ранний возраст
Фото №1 Развивающая предметно пространственная среда это совокупность условий оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее

Область «Художественно – эстетическое развитие» - приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации, развивает мелкую моторику и фантазию детей. В группе есть музыкальный уголок, уголок конструирования, театральный уголок. В музыкальном уголке есть разнообразные музыкальные инструменты, инструменты сделанные родителями. В уголке по конструированию есть разные виды конструктором, которые соответствуют возрасту детей, есть конструкторы из губок, большой напольный конструктор, разные виды крупных мозаик. В театральном уголке разные виды театров, особенно детям нравится пальчиковый театр.

Суда входит

Кукольный театр.

Пальчиковый театр.

Плоскостные персонажи для показа сказок: «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка».

Настольный театр «Теремок».

Шапочки – маски для театрализованных представлений.

Магнитофон.

Детские музыкальные инструменты (дудочка, барабан, гармошка, погремушки, бубен и т. д.).

Набор аудиозаписей.

Бумага цветная и картон.

Цветные карандаши, пластилин (доски для лепки).

Альбомы – раскраски.

Бумага для рисования.

Линейки - трафареты.

Наглядный материал: альбомы, картины, и др.

Фото №2 Развивающая предметно пространственная среда Фото №3 Публикация Предметно пространственная среда Ранний возраст размещена в разделах Младшая группа Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда

Область «Физическое развитие» - способствует развитию двигательной активности детей, формирует навыки здорового образа жизни. В физкультурном уголке содержится разнообразный инвентарь: дорожки здоровья, кольцебросы, маски, дуги для подлезания, ребристые коврики и дорожки, обручи, мячи, лесенка для перешагивания и др.

Суда входит

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста.

Игра «Воротики».

Кегли цветные

Флажки цветные.

Обручи.

Большие мячи (мягкие) цветные.

Маленькие мячи (твердые) цветные.

Верёвка.

Кубики цветные.

Платочки цветные.

Погремушки.

Бубен.

Массажные коврики, дорожки массажные, со следами (для профилактики плоскостопия).

Ребристая доска.

Гимнастическая наклонная доска.

Палки.

Воротца металлические.

Атрибуты к подвижным и спортивным играм.

Гимнастическая доска.

Маски для подвижных игр с сюжетом.

Шишки еловые.

Набор аудиозаписей.

Гимнастическая скамейка.

Сухой бассейн с цветными шарами.

Уголок движения.

Основа развивающей среды в ДОО это отношения взрослого и ребёнка Задача педагога развивать дошкольника как личность Для этого нужно Помочь ребёнку чувствовать себя защищённым доверять окружающим и радоваться всему что окружает Сформировать у ребёнка стержень личной культуры Развивать индивидуальность дошкольника Развивающая предметно пространственная среда должна включать компоненты которые необходимы для физического эстетического познавательного речевого и социального развития детей

Область «Познавательное развитие» - удовлетворяет потребность детей в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность, способствует развитию речи, обогащению пассивного и активного словаря.

Включает в себя центры:

«Познавательно- иследовательская деятельность» : «рыбалка», лупы, песок, тесто.

«Сенсорный уголок» - пособия и игры, способствующие развитию сенсорных эталонов.

Театральный уголок.

Живой уголок.

«Познавательное развитие» суда входит:

Лёгкий модульный материал – объёмные пластмассовые геометрические фигуры разных цветов и размеров.

Сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детёныши.

Настольный конструктор (мелкий строительный материал) :

Набор лего крупный.

Набор лего среднего размера.

Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: цилиндрики – вкладыши, рамки и вкладыши.

Сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детёныши.

Настольный конструктор (мелкий строительный материал).

Набор лего крупный.

Набор лего среднего размера.

Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: цилиндрики – вкладыши, рамки и вкладыши.

Пирамидка средние.

Пирамидка маленькая.

Пирамидка крупная

Матрёшки (3 элемента).

Дидактические игры и игрушки со шнуровками, пуговицами, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику.

Мозаика крупная.

Мозаика средняя.

Макет «Наша Ферма».

Уголок для развития познавательной активности, экспериментирования.

Набор для экспериментирования с водой: 2-3 ёмкости разного размера и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – сачки.

Набор для экспериментирования с песком: короб – песочница, формочки разной конфигурации, ёмкости разного размера, предметы – орудия –совочки, лопатки.

Волшебный мешочек.

Материал для проведения элементарных опытов.

Картотека игр-экспериментов.

Игрушки: пластмассовые, резиновые.

Ведерки, лопатки.

Набор уточек.

Уголок природы.

Паспорт комнатных растений.

Ведерки, лопатки.

Комнатные цветы.

Календарь природы.

Поделки из природного материала.

Эти компоненты делают детскую деятельность разнообразной и интересной Дошкольники развиваются как коллективно так и индивидуально Правильно построенная предметно развивающая среда обеспечивает социально культурное развитие дошкольника удовлетворяет их творческие способности и помогает в развитии других способностей Дети становятся способнее если постоянно совершенствуют свои навыки Развивающая предметно пространственная среда даёт им материалы для разнообразной деятельности моделирует духовный и физический облик

Область «Речевое развитие»

формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Обогащение активного словаря, владение речью, как средством общения и культуры. Владение речью, как средством общения и культуры, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Речь находится на кончиках пальцев – это всем известно. Поэтому большое значение имеет центр развития мелкой моторики, в который входят:

Игры и пособия: лабиринты, шнуровки, игры с крышками, с прищепками,

Центр «Мир книг»

В книжном уголке расположены книги в соответствии с возрастом детей, имеющие твёрдые страницы, музыкальные книги, книги с многоразовыми наклейками. Для того чтобы детям было удобно их отклеивать и приклеивать обратно наклейки, сделала специальные хвостики.

Сюда входит книжки с картинками (сборники потешек, стихов, сказок).

Аудиозапись детских сказок.

Разрезные картинки с предметными картинками, разделённые на 2 части по прямой.

Наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, игрушки).

Диски: с мультфильмами, сказками для слушания, с детскими песнями.

Картины к потешкамА. Барто «Таня», «Бычок», «Лошадка», «Зайка», «Мишка», «Кораблик», «Самолёт», и т. д.

Игры-забавы в картинках: «Истории в картинках», «Деревенский дворик».

Демонстрационный материал: «Зимующие птицы», «Овощи и фрукты», «Профессии», «Транспорт», «Дикие и домашние животные», «Мамы и детки», «Ягоды», «Сравниваем противоположности», «Посуда», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Одежда», «Мебель», «Игрушки».

Картотека игр: пальчиковые, дидактические.

Книги для рассматривания: «Машины», «Потешки», «Курочка ряба», «Цыплёнок», «Прибаутки», «Сказки», и т. д.

Фото №4 В правильно организованной среде группы жизнь детей становится разнообразнее Фото №5 Создавая развивающую среду в ясельной группе я прежде всего уделила внимание созданию условий обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе Фото №6 Я старалась чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней уютной обстановке
Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Предметно-пространственная среда группы. Часть 3Предметно-пространственная среда группы. Часть 3 Дети дошкольного возраста любят заниматься с природным материалом, перебирать его, рассматривать, создавать поделки. В нашем "Уголке природы".

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО, это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно — пространственная среда. Ранний возраст
Опубликовано: 9 октября 2021 в 10:43
+492Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно — пространственная среда. Ранний возраст» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Равхатовна Мельник (УИ 1465309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 144.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД