Приложение МААМ

Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР

елена чеботарева
Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Колюбакинская средняя общеобразовательная школа» дошкольное отделение.

Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР.

Воспитатель: Чеботарева Е. Н.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Публикация «Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР» размещена в разделах

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речи (грамматического строя, звукопроизношения, фонематических процессов и т. д.). Диагноз «тяжелое нарушение речи» ставится на основании заключения ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития, заикание, ринолалия.

Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются наличием ряда психологических особенностей, вызванных имеющимися у них речевыми дефектами.

У таких детей встречаются различные нарушения:

Несформированность фонематической системы языка, что является основным препятствием в овладении чтением и письмом.

• Нарушение слухового восприятия. Они проявляются при ринолалии, дизартрии, но наиболее грубые нарушения встречаются при сенсорной алалии. В особо тяжелых случаях ребенок вообще не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на собственное имя и т. д.

• Недостаточное развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстает от нормы. У детей наблюдаются сложности с узнаванием схожих графических букв, которые изображены пунктирно, и т. д.

• Нарушение пространственных представлений. У детей нарушено понимание таких понятий, как «справа», «слева», «спереди», сзади».

• Проблемы с памятью. Расстройство памяти встречается в разных проявлениях, в зависимости от конкретного расстройства у ребенка.

• Нарушение внимания. Оно характеризуется трудностью переключения, неустойчивостью и т. д.

Среди общих признаков можно отметить низкий уровень подвижности, застенчивость, замкнутость, нерешительность, а также чувство неполноценности, т. е. ребенок сам осознает, что у него есть серьезные проблемы с речью и другими функциями, поэтому он всячески старается избегать коммуникации с другими людьми.

Внутренние и внешние причины ТНР у детей

Тяжелые нарушения речи могут быть вызваны внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными) факторами.

Внутренние факторы:

• внутриутробная патология,

• родовая травма,

• курение, употребление алкоголя и наркотических веществ матерью,

• психические расстройства матери,

• наследственная предрасположенность,

• заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Внешние факторы:

• неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растет ребенок,

• подражание ребенка кому-то из членов семьи, имеющему проблемы с речью,

• стресс у ребенка,

• недостаточное общение с ребенком в семье.

Приемы работы с детьми с ТНР.

Существует множество приемов и методик работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, которые позволяют помочь детям с ТНР улучшить их речевые навыки и адаптироваться в социуме.

• Один из основных приемов – индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети с ТНР могут иметь различные виды нарушений ТНР, поэтому необходимо учитывать персональные особенности детей с ТНР, и уже исходя из них выстраивать логопедическую и коррекционную работу с ТНР.

• Игровая форма – использование игрушек, обучающих материалов и игр помогает улучшать речь ребенка и развить другие необходимые навыки.

• При работе с детьми школьного возраста необходимо учитывать уровень их развития и выбирать задания, соответствующие их возможностям. Важно проводить занятия в форме диалога, разговора и дискуссии, стимулируя детей к общению и выражению своих мыслей и чувств.

• Еще один прием – использование жестов, мимики и других невербальных средств коммуникации, чтобы помочь детям с ТНР сформулировать то, что они хотят сказать и объяснить. Кроме того, стоит поддерживать и поощрять детей с ТНР, чтобы укреплять их уверенность в себе и мотивировать к дальнейшей работе с речью.

В логопедии используются различные методики для более эффективной работы с детьми с ТНР: методики по развитию связной речи, методики фонетического развития, методики артикуляционной гимнастики и другие.

Работа воспитателя или педагога с детьми с ТНР — это сложный процесс, который требует терпения, творческого подхода и бережного отношения к каждому ребенку.

Характеристика понятия логического мышления.

Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.

В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Рассматривая развитие мышления дошкольника следует учитывать две взаимосвязанные стороны этого процесса – изменение его содержания и возникновение новых форм интеллектуальной деятельности у ребенка.

Высшей ступенью развития мышления является логическое мышление. Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Логические операции имеют существенное значение для самого процесса формирования образа уже у детей 3-5 лет.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Влияние дидактических игр по математических на развитие логического мышление у детей с ТНР.

Дидактическая игра представляет собой разносторонний педагогический механизм: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Важной особенностью игры выступает то, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, идут по пути преодоления и разрешения определенной трудности, при высоком уровне активности, который достигается ими почти всегда добровольно, без принуждения. Математическое развитие детей с ТНР осуществляется во время занятия по формированию математических представлений, а так же в процессе индивидуальной коррекционной работы в процессе:

- формирования произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, активизации словаря;

- развития импрессивной и экспрессивной речи детей;

- развития слухозрительного и слухомоторного взаимодействия при восприятии и воспроизведении ритмических структур.

При работе по ФЭМП перед воспитателем стоит задача не только в том, чтобы сформировать знания детей по определенному математическому разделу, но и обеспечить понимание значений слов, терминов, активизировать умения детей использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий и в самостоятельной деятельности. Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений способствует эффективному усвоению программного материала по данному разделу, так как в процессе игры у детей с ТНР вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются психические процессы.

Дидактические игры математического содержания воспитывают у детей с ТНР познавательный интерес, развивают способность к творческому поиску, воспитывают желание и умение учиться, развивают монологическую и диалогическую речь, активизируют умение с помощью речи и достаточного словарного запаса доказать свой ответ, отстоять свою точку зрения. В практике работы дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Игры используем в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение определенной задачи при формировании представлений, в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления изученного материала. Воспитателю при организации дидактических игр с детьми с ТНР необходима систематическая коррекционная работа, направленная на преодоление и устранение значительных недостатков в общем речевом развитии. Таким образом, включение дидактических игр в структуру занятия по ФЭМП способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Такая форма организации как дидактическая игра выступает достойным соперником различного рода компьютерным презентациям, современным гаджетам, смартфонам и планшетам.

Публикации по теме:

Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиФормирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиРанний возраст – это дети второго-третьего года жизни.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР
Опубликовано: 21 марта 2024 в 18:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование логико-мыслительной деятельности у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем елена чеботарева (УИ 1790209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД