Елена Жирнова
Консультация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Ребёнок думает, что он открыватель сокровищ природы, удивляется и радуется этому. Ему кажется, что он первый услышал стрекотание кузнечика, для него поёт зяблик, он первый увидел, что снег это много красивых снежинок. Так дети впервые воспринимают природу. Они тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Публикация «Консультация „Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. Мы учим их не только смотреть, но и видеть, удивляемся вместе с ними, и детям хочется узнать ещё больше.
Любовь и интерес детей к природе мы используем для их всестороннего развития.
патриотизма. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. В связи с этим при знакомстве дошкольников мы ставим перед собой следующие задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
- воспитывать интерес к природе родного края, желание больше узнавать о ней, о природном разнообразии родной страны;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к её созиданию.
Знакомя детей с природой, мы не только сообщаем им конкретные знания, но и стараемся вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства. В. А. Сухомлинский писал «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах и рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию детей, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Знакомя детей с природой, мы формируем у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Задача воспитания эмоционально - положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей в будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
Любовь к природе определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т. д.
Знакомя дошкольников с природой, мы учитываем возрастные особенности детей и организовываем их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.
Основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Готовясь к ним, мы соблюдаем определённые условия, способствующие их успешному проведению.
1. Объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными и содержать элементы новизны.
2. Перед экскурсией необходимо сообщить детям ее цель и кратко рассказать о том, куда они пойдут и что увидят.
3. Экскурсию целесообразно построить так, чтобы дети не только рассматривали объект, отвечали на вопросы педагога, но и могли сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи. Всё это не только способствует углублению интереса к явлениям природы, но и развивает любознательность, умение размышлять.
При наблюдении восприятие происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора. Восприятие контролируются мышлением при активном использовании речи. Руководит наблюдением воспитатель.
В процессе наблюдений у детей развивается ценное качество личности человека - способность к целенаправленному наблюдению. Наблюдательность нужна каждому человеку, какую бы профессию он для себя не выбрал. Наблюдательному ребенку доступно чувство красоты природы, что помогает педагогу развивать у него художественный вкус и понимание прекрасного. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полётом ласточки, у ребенка разовьётся чувство прекрасного, он будет удивляться и радоваться красоте, сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками в своем детском саду, а в дальнейшем и в любой работе. Мы стараемся помочь ребёнку заметить удивительное в природе, заботимся об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой. Проводим беседы о труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей природе, воспитывают у них чувство гордости за труд человека.
Очень важно воспитывать у детей действенную любовь к природе, которая проявляется не только умении и желании любоваться ею, но и в стремлении оберегать всё живое и красивое.
Необходимо создать условия для активного применения детьми полученных знаний, для упражнения ребенка в нравственном отношении к природе. Иначе представления дошкольников могут не соответствовать их поступкам.
Сначала мы побуждаем детей к труду в природе, потом у них постепенно воспитывается умение замечать необходимость своего труда и проявлять инициативу. Это подготавливает дошкольников к более серьезному и самостоятельному труду в природе.
Мы поставим перед собой важную задачу - сделать природу. Одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей, чтобы он вырос достойным гражданином нашего общества. Мудрые слова сказал И. М. Пришвин: «Не там вся родина …где ты просто родился, а там, где ты к месту своего рождения прибавил ещё что-нибудь от себя».
Литература
1. Программа «Развитие» Л. А. Венгер.
2. Лучич М. В. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов.
3. Жуковская Р. И. Родной край : Пособие для воспитателей детского сада.