Дарья Александровна Пахомова
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических представлений – важная составляющая работы в области реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Она предполагает целенаправленное и систематическое ознакомление детей с количеством, величиной, формами и геометрическими фигурами, пространством и временем, развитие навыков математической деятельности (счета, измерения, простейшего вычисления).
Публикация «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Работа по формированию математических представлений начинается с младшего дошкольного возраста.
Работа с младшими дошкольниками показывает, что формирование математических представлений происходит более результативно при включении в образовательный процесс дидактических игр. В них оптимально и гармонично соединяются обучающие и игровые задачи. Увлеченные игровыми действиями младшие дошкольники могут овладевать представлениями о количестве, величине, формах, навыками действия со множествами и т. д.
В процессе формирования математических представлений младших дошкольников можно использовать разнообразные виды дидактических игр. Но их отбор следует осуществлять с учетом следующих принципов:
- принципа наглядности. Учитывая возрастные особенности восприятия, внимания, памяти и мышления детей младшего дошкольного возраста, важно использовать в играх различные виды наглядности: картинки, игрушки, муляжи, макеты и пр.
- принципа доступности. Игровой материал, содержания и действие должны соответствовать возможностям восприятия и понимания младшими дошкольниками;
- принципа активности. Младшие дошкольники прочнее и правильнее осваивают математические представления в дидактических играх, которые требуют проявления их познавательной активности, определенных практических и мыслительных действий;
- принципа постепенного усложнения. В дидактических играх должны постепенно и последовательно усложняться игровые задачи и действия. Это позволяет совершенствовать математические представления младших дошкольников.
Проводить дидактические игры по формированию математических представлений у младших дошкольников необходимо поэтапно. Педагогический опыт показывает, что наиболее оптимально придерживаться следующих этапов:
1 этап – подготовки к игре. На нем целесообразно осуществить выбор игр, учитывая дидактические задачи и программное содержание. Кроме того следует установить взаимосвязь игры с различными видами познавательной деятельности детей. Во время подготовки важно подобрать оптимальный игровой материал и оборудование, а также определить время ее проведение : занятие, прогулка, свободное познавательное общение или игровая деятельности и пр.
2 этап – проведения игры. Учитывая, что большинство дидактических игр незнакомы младшим дошкольникам, то детей вначале знакомят с ней в процессе беседы, в которой они узнают ее содержание, материал и правила. Для того чтобы дидактическая игра имела максимальный обучающий и развивающий эффект, младшим дошкольникам необходимо показать игровые действия. Поэтому при первоначальном использовании игры педагог должен принимать в ней участие на правах главного игрока или ведущего. При освоении детьми игры его роль уменьшается, он постепенно становится наблюдателем. По окончании дидактической игры подводят ее итоги, отмечая усилия каждого ребенка.
3 этап – анализ игры. Он важен для самого педагога. Проведя игру, следует определить ее эффективность в решении поставленной задач, проанализировать недочеты организации и проведения, если они были. Затем педагогу необходимо продумать способы повышения ее развивающего эффекта, приемы усложнения и пр.