Ольга Володина
Формирование навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта. Взаимодействие со сверстниками – сфера контактов ребенка с окружающими людьми, которая очень важна для детей. Неумение ребенка организовать свое общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети данной категории требуют иного подхода при коррекции речевых нарушений, ведущих за собой проблемы в общении. Особенности коммуникативной деятельности приемы и методы коррекционной работы определяются не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка. Поэтому в работе должна учитываться специфика работы с детьми этой категории.
Публикация «Формирование навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях ДОУ» размещена в разделах
Очевидна необходимость совершенствовать традиции приемов и методов, а также поиска эффективных, научно обоснованных путей формирования навыков общения у детей с общим недоразвитием речи.
Общение это - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Основными структурными компонентами являются: задачи общения; предмет общения; коммуникативные мотивы; действие общения; средства общения. Компоненты деятельности общения :
коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);
интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);
перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).
Навык общения – выделяется в компонентах деятельности общения. Ведущим навыком общения детей старшего дошкольного возраста, является коммуникативная сторона общения.
Теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР :
1) в результате недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность доступных языковых средств, наличие особого звукожестового – мимического комплекса, используемого детьми, своеобразные трудности, возникающие при переходе к слову как средству общения и обобщения;
2) без специального обучения дети с общим недоразвитием речи не овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
3) недоразвитие речевых средств у детей снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, проводит к снижению психической активности;
4) уровень сформированности общения ребенка с общим недоразвитием речи во много определяется уровнем развития его речи.
Формирование навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, как направление работы ДОУ заключается в системе взаимодействия специалистов ДОУ (воспитатель, логопед). Данная работа требует специального коррекционного воздействия. Коррекционно-развивающая работа по формированию навыков общения со сверстниками у детей с ОНР III уровня в течении учебного года делится на три периода и осуществляется по направлениям: организация занятий с детьми, организация предметно-пространственной среды, организация преемственности в работе воспитателя и логопеда, организация индивидуальной и подгрупповой работы, организация игровой деятельности детей.