Мария Вьюркова
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру) ; общественные события (полеты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники).
Согласно ФГОС нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии со следующими целями и задачами:
• Расширять представление о малой Родине:
- беседы «Достопримечательности Балашова»; «Культура и традиции родного края»; «Природа родного края»; «Известные люди нашего города» и т. д. ;
-Экскурсия в «Балашовский краеведческий музей»;
-Экскурсии по достопримечательностям города Балашова.
• Воспитывать любовь к Родине:
-чтение стихотворений и произведений о Родине;
-беседы «Россия – многонациональная страна»; «Знакомство с народными костюмами», «Москва – столица нашей Родины».
-знакомство с государственными праздниками нашей страны(8 марта, День Защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д., знакомить с традициями и историей этих праздников, разучивать стихотворения и песни, соответствующие им.
-знакомить с флагом, гербом России;
-прослушивать гимн России.
• Расширять представление детей о российской армии :
-беседы «Защитники нашей Родины»; «Наша армия сильна», «Военные профессии» и т. д.
-ролевые игры «Солдатушки – бравы ребятушки», «Моряки», «Летчики», «Военный врач» и т. д.
-рассматривать иллюстрации, картины, альбомы на военную тематику.
• Знакомить детей с Великой Отечественной Войной:
-беседа «Это страшное слово –война»,
- квест-игра «В поисках знамени»,
-изготовление совместного плаката «Мы помним, мы гордимся»,
-рисование нетрадиционным способом «Фейерверк победы»,
-чтение художественной литературы о войне;
-привлечение родителей детей – военных профессий для беседы с детьми и т. д.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения маленького патриота.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в нравственно-патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам взрослый, находящийся рядом с ребенком, будет знать и любить историю своей страны, своего города, края, сумеет передать ребенку то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга.
Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима и важна, и то, насколько будут человечны наши дети, насколько они будут любить свою малую Родину, а в дальнейшем и страну, зависит от нас – взрослых.