Елена Костенко
Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти слова
Для любимых деток или малыша»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Публикация «Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы» размещена в разделах
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
(слайд 3) Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совер-шенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Понимая эту проблему, я и разработала проект на тему «Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок как одного из жанров детской литературы».
(слайд 4) Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. За фантастичностью и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гу-манность. И начинать надо с детей. Они еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жестокой жизни, а делать всё необходимое, чтобы они проросли ив душе и в сердце ребёнка.
Реализуя свой проект, я учитывала, что роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Разработав перспективное планирование работы по реализации проекта, и объединив все образовательные области, я приступила к выполнению намеченных задач. Работу строила так, чтобы художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, были просты и понятны каждому маленькому ребёнку. Чтобы слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывал жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций.
(слайд 5) Очень важно то, что посредством сказки легче всего расска-зать малышу первые и самые важные принципы нравственности : что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
(слайд 6) Народная сказка является образцом национального русского искусства и с раннего возраста закладывает у душу ребенка первичные чувства любви к Родине. Сказка уходит корнями в психику, восприятие, культуру и язык народа, то есть через сказку ребенок узнает Родину, как и ее творца – русский народ. Она пособие к познанию национальной биографии.
Сказки для старшего дошкольного возраста уже формируют представление о необходимости учения, например сказка А. Н. Толстого «Буратино», произведения Н. Носова «Приключения Незнайки» и др. А, например, в сказках на смекалку утверждается ценность интеллекта, его житейская мудрость. Примерами могут служить русская народная сказка «Вершки и корешки», сказка «Каша из топора», где ребенок учится понимать, что за глупость приходится всегда расплачиваться.
Знакомство детей со сказками, позволило мне в игровой форме по-знакомить их с традициями и обычаями русского народа, расширить их кругозор, способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих и нравственных качеств. Из сказок ребенок узнал, что путь к счастью лежит через труд, сопряженный с преодолением всевозможных препятствий.
(слайд 7) ФГОС ДО определил родителей как равноправных участников образовательных отношений, поэтому в проекте я учла и работу с семьями воспитанников, как наиболее сложную часть работы педагогического коллектива детского сада с социальными институтами: семьями воспитанников, ближайшими социальными объектами. Старалась эту работу проводить деликатно, для того чтобы вместе с семьей донести до ребенка простые нравственные установки, что старших надо уважать и слушаться; братья и сестры ответственны друг за друга; в семье важен мир и лад.
(слайд 8-9) Учитывая интерес детей к сказкам, в групповом помеще-нии я создала соответствующую развивающую предметно – пространственную среду. Определила светлое место для книжного уголка, подобрала книги со сказками и яркими иллюстрациями, которые привлекали детей и развивали у них интерес к сказкам, которые в свою очередь формировали представление о добре и зле, показывали красоту добрых поступков, а также развивали умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.
Проект реализовала, применяя разнообразные методы и приемы. Самый распространённый метод ознакомления со сказкой это чтение воспитателя. Сказки, которые невелики по объёму, рассказывала наизусть, при этом достигался наилучший контакт с детьми.
(слайд 10-11) Во время рассматривания книг с иллюстрациями, воспитывала бережное обращение с книгой. Следующий метод-рассказывание.
(слайд 12-13) При этом допускала сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений и так далее. Главное в этом приёме – вырази-тельно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
(слайд 14) Для закрепления знаний применяла дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины : «Отгадай мою сказку», «Один начинает- другой продолжает» и другие. Обязательно применяла приём – беседа по сказке. Это комплексный приём, включал в себя ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы всегда акцентировала внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
(слайд 15-16) В ходе реализации проекта добивалась всестороннего развития ребёнка, а в особенности нравственного его воспитания. Как правило, страдания положительного героя и его друзей в сказках являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причём эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Сказка помогает ребенку научиться различать добро и зло, как нравственные категории.
(слайд 17-18) По результатам реализации проекта, я сделала выводы, что для того, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Личность ребёнка зарождается в детстве, поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
(слайд 19) Осознавая ответственность за формирование основ душев-ного здоровья у подрастающего поколения, в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что моральное воспитание возможно через все виды сказок, так как нравственность изначально заложена в их сюжете. И только через воспитание уважения к культуре и истории нашего народа и к нашей стране, через ясные представления о добре и зле, наши дети станут ближе к простым, вечным и подлинным человеческим ценностям. (слайд 20)