Лилия Федоровна Огородник
Педсовет «Развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы ДОУ по формированию у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа через знакомство с народно-декоративным искусством, фольклором, казачьими праздниками и традициями».
Цель: рассмотреть пути и способы совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
• изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;
• повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;
Публикация «Педсовет „Развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
• обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Повестка дня:
1. Вступительное слово по теме педсовета «Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников» (заведующий).
2. Выполнение решений предыдущего педсовета (ст. воспитатель Л. Ф. Огородник).
3. Итоги тематической проверки «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей» (ст. воспитатель).
4. Сообщение «Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста». Деловая игра. Педагогический тренинг (ст. воспитатель Л. Ф. Огородник).
5. Сообщение Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей Малой Родине» (воспитатели)
6. Практическая часть «Ситуативный подход и личностно-развивающие ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников» (воспитатель)
7. Практическая часть «Роль фольклора, казачьих праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа (муз. руководитель)
8. Рефлексия.
9. Решение педсовета.
Форма проведения: КТД
ПЛАН - ГРАФИК ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ТЕМА: «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей»
с 22.03.2017 по 27.03.2017 г.
№
п/п Содержание контроля Методика организации контроля Дата Ответственный
1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей Анализ календарного планирования воспитателей 22.03-23.03 Старший воспитатель
2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (РППС, программно-методическое обеспечение). Обзорное изучение РППС в группах 22.03-27.03 Заведующий
Старший воспитатель
3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей Просмотр запланированных мероприятий в течение уч. года Заведующий
Старший воспитатель
4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей Анализ планирования по работе с семьей 22.03-23.03 Старший воспитатель
5. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей Опрос педагогов ДОУ в течение уч. года Заведующий
Старший воспитатель
График осуществления тематического контроля
«Родничок» «Казачок» «Светлячок» «Солнышко» «Ромашка» «Теремок»
22.03
Анализ календарного планирования воспитателей
Обзорное изучение РППС в группах 22.03 22.03 23.03 23.03 24.03 24.03
23.03
Анализ планирования по работе с семьей
Ход проведения педагогического совета.
Вед.
Уважаемые педагоги, предлагаю начать работу Педагогического совет № 5 по теме «Организация работы ДОУ по формированию у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа через знакомство с народно-декоративным искусством, фольклором, казачьими праздниками и традициями». Вступительное слово по теме Педсовета предоставляется заведующему.
1 Вопрос «Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников» (.)
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно - нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка - питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
В этом учебном году помимо Общеобразовательной программы ДОУ, мы работу в этом направлении строим и на основе дополнительной Муниципальной программы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в Багаевском районе на 2016-2018 гг.», а в подготовительной группе педагоги в своей работе используют учебно-методический комплект «Добрый мир» Л. Л. Шевченко.
И, сегодня на заседании Педсовета, мы с вами постараемся рассмотреть пути и способы совершенствования работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а также решить такие задачи, как:
1. Изучить сложившуюся в ДОУ систему работы по данному направлению;
2. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов;
3. Обновить содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, учитывая возможности взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Вед.
Спасибо, Елена Григорьевна. Итак, цели и задачи определены. Поехали!
2 вопрос.
Напомню, что по итогам Педсовета № 3 педагогический коллектив принял решение продолжать повышать профессиональную компетентность в области применения ИКТ в образовательном процессе. Решение Педсовета постепенно выполняется.
3вопрос.
А теперь - Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Планирование и организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей».
Тематическая проверка в ДОУ проводилась в соответствии с годовым планом. Тематическая проверка была проведена в форме посещения. Посещения осуществлялось в течение учебного года.
Цель проверки: определение уровня развития нравственных качеств, способностей детей; анализ эффективности использования традиционных и нетрадиционных приемов работы с детьми.
Задачи:
1. Планирование работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей
2. Условия, созданные для детей по духовно-нравственному развитию и воспитанию (РППС, программно-методическое обеспечение).
3. Оценка эффективности проводимых мероприятий по воспитанию у детей духовно-нравственных ценностей.
4. Работа с семьёй по организации духовно-нравственного развития и воспитания детей.
4. Оценка положительных и отрицательных тенденций в работе по духовно-нравственному воспитанию детей.
Основные формы и методы контроля
1. Анализ календарного планирования воспитателей.
2. Просмотр запланированных мероприятий.
3. Обзорное изучение развивающей среды в группах
Оценочный инструментарий
1. Грамотность написания планов работы.
2. Грамотность оформления и наполняемости РППС.
3. Творческое построение работы с родителями.
Выводы:
В результате проведё нного посещения было установлено: все группы детского сада организуют работу по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с Общеобразовательной программой ДОУ. Педагоги опираются на следующие нормативные документы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к условиям реализации общеобразовательной программы.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
3. Перспективное и календарно-тематическое планирование.
Анализ календарно-тематического планирования работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. В утренний промежуток времени педагоги планируют беседы, разучивание стихотворений, песенок, потешек, игр, направленные на расширение и активизацию словаря детей, кругозора, знакомства с элементами фольклорного жанра. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, народные игры, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по нравственному развитию и воспитанию детей.
В каждой группе создан патриотический уголо, где дети знакомятся с Государственными символами России и Президентом РФ. Имеется большое количество дидактических игр. Оформлен книжный уголок, где на полках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Воспитатели старших групп периодически организуют выставки книг одного писателя. В средней группе в марте проведена «Книжкина неделя». Дети имеют возможность рисовать, лепить, вести наблюдения, заниматься исследовательской деятельностью. В старшей группе № 2 и Подготовительной группе созданы уголки Православия, которые помогают развить у ребёнка уважение к религии, обществу, традициям семьи, казачеству, родного края, Отечества. Созданная в детском саду РППС, способствует всестороннему развитию. Она построена с учетом требований ФГОС ДО.
Приобщая детей к культуре Дона, педагоги рассказывают Донские легенды, сказки, а дети слушают и поют казачьи песни, заучивают пословицы и поговорки, разучивают народные игры и хороводы. Также педагоги знакомят детей с предметами народно-прикладного искусства.
Воспитатели, работая с детьми, не забывают о том, что на формирование и развитие личности, духовно-нравственных ценностей оказывают влияние народные традиции, обряды, устное народное творчество и принципиально важные условия: - непосредственное участие в процессе и взрослых, и детей.
В течение года в детском саду проводились праздники, конкурсы, тематические досуги, акции, развлечения с детьми. Перечислять их не стану, но отмечу, что все они направлены на развитие духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
Педагоги активно привлекают родителей к участию в конкурсах и мероприятиях. Также родителям предлагаются консультации на тему духовно-нравственного развития и воспитания, проводятся тематические беседы и консультации по вопросам семейного воспитания.
Тематический контроль показал, что духовно-нравственное развитие и воспитание в детском саду соответствует требованиям программы и возрастным особенностям. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Наши дошкольники обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живет; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями о национальностях, о традициях донского казачества, их быте и их культуре.
4. Сообщение «Нормативная база, цели, методы, приёмы, формы духовно-нравственного воспитания». (Л. Ф. Огородник)
А теперь о нормативной базе, целях, методах, приёмах и формах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Документы, ориентирующие современного педагога в вопросах выбора содержания духовно-нравственного воспитания детей : «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный Закон «Об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Цели духовно-нравственного воспитания. Вот выдержки из Концепции «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
«Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся, осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.»
Теперь о методах, приемах и формах работы.
Для успешной работы в данном направлении используются разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
-чтения воспитателем произведений устного народного творчества;
-наблюдений;
-показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми;
-рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
-проведения дидактических игр;
-целевых прогулок, экскурсий;
-моделирования сказок.
Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе:
-рассказа воспитателя;
-чтения произведений воспитателем;
-заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
-рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
-бесед с элементами диалога;
-обобщающих рассказов воспитателя;
-ответы на вопросы воспитателя, детей;
-проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
-сообщение дополнительного материала воспитателем;
-загадывания загадок;
-рассматривания наглядного материала;
-рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
-разбора житейских ситуаций;
-проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников;
-чтение родителями сказок, былин и др.
Важное значение имеет практический метод, который используется, когда необходимо:
-изготовить с детьми наглядные пособия;
-организовать вечера с родителями;
-провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
-приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
-изготовить поделки на выставки;
-организовать постановку сказок;
-провести экскурсии различной направленности;
-нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Следует отметить, что в методике используются разнообразные формы с детьми, назовем важнейшие:
-НОД чтение произведений, беседы, игры;
-творческая художественная деятельность детей;
-проведение совместных праздников;
-прослушивание аудиозаписей;
-просмотр мультфильмов;
-экскурсии;
-тематические вечера;
-организация выставок;
-постановка сказок духовно- нравственного содержания;
-творческие вечера.
Опыт воспитателей убеждает в том, что особое внимание необходимо уделить работе с семьей. В работе с родителями можно выделить такие формы:
-собрания на духовно-нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-лектории для родителей;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-визиты домой;
-экскурсии;
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;
-выставки совместного творчества.
Также педагогический опыт убеждает в том, что для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
Деловая игра:
Все участники разбиваются на 2 команды и выбирают себе названия. Под сопровождение народной музыки они входят в зал и приветствуют друг друга в фольклорной форме. Затем садятся за столы.
Задание для команды - узнать по мимике, жестам, театральной композиции название фольклорного произведения (сказка или песня, (одна команда задумала, другая отгадала, по 2-3 произведения).
Тренинг:
1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?
2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
3. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к культуре донского казачества.
4. Какие качества формируют окружающие предметы, характерные для казачьего быта, декоративно-прикладного искусства.
5. Сообщение «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей Малой Родине» (воспитатели)
6. Практическая часть «Ситуативный подход и личностно-развивающие ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников» (воспитатель)
7. Практическая часть «Роль фольклора, казачьих праздников и традиций при формировании у детей интереса к познанию истории и культуры Донского народа» (муз. руководитель)
8. Рефлексия.
Упражнение «Клад» – педагоги посредством игры «Холодно – горячо» находят «заветный сундучок», а открыв его, отвечают на вопрос: «Что полезного я взял для себя сегодня и что мне не понятно»
9. Решение педсовета.
1. Признать работу педагогов во всех дошкольных группах положительной.
2. Продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение и др.).
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно.
3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно.
4. Разместить материалы педсовета на сайте ДОУ.
Ответственные: старший воспитатель.
Срок: до 1 апреля.