юлия киселева
Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка. Она получила название «субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога. Если педагог учитывает особенности каждого воспитанника, его потребности, эмоции, возможности, а также стимулирует активность ребёнка, при этом, не подавляя своим авторитетом, то в этом случае объект педагогической деятельности становится её субъектом. Таким образом, педагогическая деятельность из традиционной субъектно-объектной деятельности превращается в субъектно-субъектную – это делает её сложной, нестандартной, творческой.
Публикация «Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников» размещена в разделах
Педагог в настоящее время испытывает необходимость творчески их преобразовывать, творчески взаимодействовать, а также сотрудничать со своими воспитанниками. Поэтому одним из важных условий нравственного воспитания является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми. Сотрудничество и взаимодействие обусловлены необходимостью индивидуального подхода, так как каждое воздействие на ребёнка осуществляется через индивидуальные особенности, без которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
В психологическом словаре термин «взаимодействие» является таким понятием, «где поведение одного человека выступает стимулом для поведения другого». Что является непременным условием для становления субъект-субъектной модели отношений воспитателя с детьми.
Её цель содействовать становлению ребёнка как личности. Спецификой является то, что взрослый не подгоняет развитие каждого ребёнка к определённым канонам, а предупреждает возникновение тупиков личностного развития. Здесь раскрывается ещё одно важное понятие – «сотрудничество», являющееся тактикой воздействия и общения с ребёнком, в которой позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества. Взрослые через различные средства и методы формируют у ребёнка нравственные представления, качества и культуру поведения. При этом взгляд на воспитуемого осуществляется в условиях сотрудничества, как на полноправного партнера, отрицая манипулятивный подход к детям. В ситуации сотрудничества формируется чувство коллективизма. При такой модели общения воображение детей, их мышление не скованы страхом неудачи, они более раскрепощены.
При этом личностно - ориентированная модель общения не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения планомерной педагогической работы. Она является лишь фундаментальной основой, первым этапом в становлении развитой личности.
Таким образом, сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является не только важным условием нравственного воспитания, формирования культуры поведения детей, но и аспектом ключевой позиции обновления интерната.
Объект исследования: система воспитательной деятельности.
Предмет исследования: формирование нравственных качеств на основе сотрудничества и взаимодействия, как психолого-педагогическое условие, необходимое для осуществления нравственного воспитания.
Цель исследования: выявить, какие условия будут способствовать эффективному осуществлению нравственного воспитания школьника и формированию механизма нравственного воспитания.
Задачи исследования:
• анализ педагогической, психологической и методической литературы;
• уточнить и углубить знания о методах, формах и средствах общения воспитателя с детьми в разных возрастных группах.
Гипотеза:
Если общение воспитателя и детей будут основываться на сотрудничестве и взаимодействии, то:
• процесс нравственного воспитания школьников будет протекать более эффективно и продуктивно;
• это окажет существенное влияние на личность ребё нка: на формирование воли, характера, отношение к окружающему миру;
• личностно-ориентированная модель общения будет носить практический характер.
Формирование механизма нравственного воспитания школьника
Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Моя педагогическая задача заключается в том, чтобы определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма :
• представлений;
• нравственных чувств;
• нравственных привычек и норм;
• практики поведения.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность формирующего качества.
Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания :
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определённых средств и методов
Средством нравственного воспитания школьников являются художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства, которые можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно ребёнку. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания школьников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.
Средством нравственного воспитания школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, творческая деятельность, общение. Каждый из этих видов деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Данное средство (деятельность) необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысиной, А. Г. Рузской) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Очень важный вопрос в методике взаимодействия воспитателя с детьми о том, как создать необходимые условия её реализации. Факторы успешности взаимодействия я вижу в следующем :
• если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;
• если ребёнка подбадривают, он учится быть благодарным;
• если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
• если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.