Светлана Левская
Формирование нравственных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Сухомлинский В.
Проблема нравственного воспитания волновала человеческое общество во все времена. Она актуально и в настоящее время, когда жестокость и насилие встречаются все чаще и чаще. Ребенок не рождается злым или добрым, честным или лживым. Каким он вырастет, зависит от тех условий, которые создадут ему взрослые.
Публикация «Формирование нравственных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями посредством русских народных сказок» размещена в разделах
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как: «Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения».
Нравственные качества - это нравственные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы.
Процесс нравственного воспитания очень сложен даже в том случае, если речь идет о здоровых детях. Конечно, особенно сложно, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание необычных детей «требует» использования особых технологий и методов в работе педагога. Т. И. Пороцкая и Ю. Шифф в своих работах говорили о том, что при правильной организации воспитательной работы повышается вероятность того, что дети данной категории приобретут нравственные и зрелые черты личности, которые смогут адаптироваться в обществе в будущем.
В своей работе для решения данной проблемы одной из главных задач я поставила развитие нравственных качеств детей, приобщение их к русским народным сказкам, потому что с помощью сказки ребенок легче приобретает эмоциональный и нравственный опыт.
Сказки способствуют формированию основ нравственности, воспитывают слушателя, который умеет сострадать, побуждают детей к эмоциональной отзывчивости, а также помогают понять мотивы, лежащие в основе поведения персонажей. Через восприятие нравственных ценностей, представленных в русских народных сказках, начинает формироваться характер детей, их отношение к окружающим людям. Нравственные представления, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни, превращаясь в нравственное поведение, регулирующее желания и действия ребенка, например, сказка «Репка» учит ребенка быть дружными и трудолюбивыми. В сказке «Курочка Ряба» дети учатся быть милосердными, сочувствовать ближним. Сказка «Теремок» помогает донести до детей житейскую мудрость о том, что надо быть гостеприимным и дружелюбным.
Для эффективного восприятия сказки, я создала условия, которые помогут ребенку окунуться в волшебный мир сказки :
- уголок книги с наглядными красочными иллюстрациями книг и по русским народным сказкам.
-театральный уголок, где собраны разные виды театров.
-картотека дидактических игр по русским народным сказкам.
Результатом реализации комплекса условий в образовательном процессе, направленных на формирование нравственных качеств детей с интеллектуальными нарушениями, стали следующие изменения: дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя, произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и педагога.